Aug 03, 2012 21:06
В чтение о каббале заныриваешь как в какое-то волшебное подводное царство.
Покажу немногое из там подобранного. Но сначала пара общих сведений, фоновых для всего остального.
Бог творит мир заново ежемгновенно.
Тора, созданная Им до сотворения мира, - «настольное»*) руководство для Него в этой работе.
Это - общее для всей постбиблейской традиции.
Текст Торы всегда рассматривался как требующий интерпретации. Пардес - несколько уровней толкования (буквальный, символический, логіческій, тайноведческий) - это еще до каббалы. Каббала вносит в эту ситуацию небывалые дотоле масштабы свободы толкования и многообразие его форм и способов. Дальше цитаты.
«Каббалистическое прочтение есть акт сотрудничества с Богом, или со-творения Торы» (85).
«… Вышняя динамика отражается не только в символической передаче теософского содержания конкретного стиха, но и в самом том факте, что тот же стих может толковаться снова и снова, так что все толкования признаются равно авторитетными. Согласно этому взгляду, обнаружение новых смыслов в библейском тексте есть еще одно свидетельство бесконечно многообразной работы сефиротического мира» (92) - т.е. тех высших энергий, которыми Бог управляет миром.
Один из источников многообразия прочтений - то, что на Синае Бог говорил с каждым из 600 тысяч и каждому сообщил свой аспект смысла - в меру его способности вместить. Поэтому, например, Исаак Лурия имел обыкновение встречаться с душами умерших учителей, танаев и амораев, и выспрашивать у них только им ведомые тайные смыслы Писания. Поэтому же, по одной из легенд, сам Моисей, записавший Тору, не смог понять одно из толкований, данных знаменитым р.Акивой… Сама идентичность еврея определяется тем смыслом Торы, который ему сообщен.
«Верная интерпретация… понимается не как проекция ценностей религиозного сообщества на древний канон, а как верность внутренней природе своей души» (98).
Но, оговаривает Идель, это не нужно понимать в духе современного стремления к оригинальности и автономности. Наоборот, «его интерпретация есть мельчайшая частица большей и уже существующей традиции, которая представляет собой огромный паззл, состоящий из шестисот тысяч кусков, и без его вклада паззл никогда не будет достроен. Поэтому теория единственности и неповторимости голоса не предполагает изолированности суждения толкователя или его души; эта теория отнюдь не создает центробежного импульса, направленного на утверждение личной уникальности, она отстаивает центробежное движение, предполагающее кооперацию» (99).
На этом остановлюсь. Добавлю только еще кусочек из средневекового каббалистического текста как раз на тему «персонального откровения» - из. р Моисеяи Хаима Луццано (XVIII в.):
"Бог сказал: «Не как огонь ли слова мои?» … ибо подобно тому, как у углях, которые не воспламенены, скрыто и замкнуто пребывающее в них пламя, но когда вы раздуваете их, пламя распространяется и ширится и являет множество оттенков, которые не были прежде видимы в углях, так и в случае Торы, которая перед нами, чьи слова и буквы подобны углям… и тот, кто занимается ею, раздувает угли, и из каждой буквы выходит великое пламя, преисполненное оттенков, которые суть знание, сокрытое в этой букве… Все буквы, что мы видим в Торе, указывают на двадцать два небесных света, и эти вышние светы освещают буквы, и святость Торы, и святость свитка Торы, и тефиллин, и мезузы, и все святые писания, и в меру святости написанного, усиливается освещение букв этими вышними светами… и эти оттенки многочисленны, и древним учителям было передано, что корни всех душ Израиля пребывают внутри Торы, и существуют шестьсот тысяч толкований всей Торы, поделенной между шестью стами тысяч детей Израиля… Вот в чем причина того, что хотя Тора бесконечна и даже каждая из ее букв бесконечна, но необходимо воспламенить ее и тогда она воспламенится, равно как и ум человеческий» (цит. С. 97).
Идель называет этот тип интерпретации эргетическим, деятельным. Тем паче эта квалификация приложима к теургическим техникам лурианской каббалы…
*) Вот я вроде как пошутил словом «настольное». А вопрос о том, на чем была написана та, домирная Тора, обсуждался, и из этого обсуждения выросло целое направление мистической библейской герменевтики: написана «белым огнем по черному огню». А белый огонь это само «тело» Божье, потому что сказано «Я есмь огнь пожирающий». И далее - еще изощренней: в писанном на пергаменте свитке Торы черный огонь это собственно очертания букв, а белый - просвечивающее Божество - это просветы внутри букв и между ними. Эта семиотика незаписанных мест белого листа откликнулась в современности в «богословии книги» С.Малларме, у В.Беньямина и У.Эко.
Библия,
книги,
каббала