Между тем, хоть и медленно, но обсуждение вывешенной
на нашем сайте стратегии развития образования движется. Некоторые из любопытных отзывов приведу (опускаю похвалы типа "интересно" и т..п.)..
... Конечно, хочется верить, что задуманное авторами претвориться в жизнь, но пока какую-то общую и цельную картинку изложенного в стратегии сложно представить. Многое кажется утопичным, но и многое разумным. Для
того, чтобы кардинальным образом поменять устоявшуюся систему образования, нужны, как отмечают коллеги, не только очень большие деньги и, естественно, участие государства, но однако я сомневаюсь, что можно
за такой относительно короткий срок (20 лет) полностью поменять закостенелое представление людей о сложившейся системе образования Нужно менять мировоззрение и учителей, и родителей, и тех, кто будет
готовить кадры в образовательной политике. А для другой парадигмы от всех потребуется гораздо больше сил. Готовы ли люди к этому? Нелли.
Очень насыщенный и плотный материал с огромным потенциалом разворачивания! Прочитав его, невольно вспомнил, что когда-то в конце 60-х мне довелось учиться в одной из четырех(в Киеве) советских школ-интернатов физико-математического профиля. Где нас сразу настраивали на прорывные направления работы после школы и обучения в ведущих вузах страны. Нас готовили к великим делам!
Но сейчас реагирую не в порядке ностальгии, а в поддержку предъявленной Стратегии, в которой снова ощущается дух серьезного Дела, дух Развития. И хотел бы обратить внимание на всего один аспект. Все изложенное в
тексте прямо подталкивает к сравнению потенциала капитализации двух брендов Москвы:
1) "Москва - мировой город образования" и 2) "Москва - международный финансовый центр".
Смею утверждать, что первый бренд имеет гораздо больший потенциал капитализации и для его реализации имеется гораздо больше предпосылок, нежели по второму. Например, в условиях нынешнего мирового финансового
кризиса Гарвард,кузница кадров мировой финансовой элиты, стал стремительно утрачивать роль образовательной столицы мира. Одновременно демонстрируя, что образовательная система, подпиравшая мировую пирамиду
кадров, испытывает глубочайший кризис. Если учитывать мировую ситуацию с финансами и образованием, то очевидно, что начинается переформатирание всего образования, следствием чего должны стать и новые кадры для новой финансовой системы. Поэтому нужна Москва не как новый "международный финансовый центр" на Титанике мировых финансов на основе отживающих образовательных стандартов, которые подобострастно пытаются перенести в Россию, а Москва как новый "мировой город образования", как новый Sputnik, позволяющий вывести Россию на орбиту "образования будущего".
С такой точки зрения, совершенно уместно провести хотя бы приблизительные (точнее и не получатся)оценки потенциалов капитализации двух упомянутых брендов Москвы. Такое дополнение к Стратегии сделает ее неотвратимой и для экономически ориентированного руководства Москвы. Виктор
... межнациональные конфликты достаточно часто из сфер «взрослой жизни» перемещаются в школу. Хотя, наверное, еще более важная грань проблемы - тот факт, что школа нередко является тем местом (или школьные годы оказываются тем временем, когда), где формируются негативные межэтнические стереотипы, что связано с целым рядом разнородных причин. Предлагаемый в стратегии метод организации «метакультурных проблемных ситуаций» представляется мне весьма перспективным способом разрешения межнациональных противоречий, поскольку такие феномены, как собственная этнокультурная принадлежность, взаимодействие с инокультурным окружением, способность эмпатии по отношению к другим этническим сообществам - все это требует проживания. Для того чтобы школьник (как, впрочем, и студент, и взрослый человек) выработал сознательное, личностное отношение к ним, скорее всего, у него должен быть опыт разрешения сложных ситуаций в этой сфере. ... В вопросе формирования культуры толерантности в школе очень важна рефлексия как конечный этап выхода из проблемных ситуаций, ведь обычно интолерантное поведение основывается на некритических, нередко гиперэмоциональных реакциях, характеризуется резким снижением уровня рефлексии, способности оценивать свои поступки «со стороны», с разных точек зрения. ...В стратегии идет речь о том, что у школьников должна появиться «принципиальная возможность встать над особенностями своей культуры, этноса и конфессии и понять особенности культуры, этноса и конфессии другого (не отказываясь от своих)».
В нынешней ситуации размывания традиционных идентичностей необходимо вырабатывать такие «наборы» идентичностей, «комплексные» идентичности, которые, с одной стороны, учитывали бы современную мультикультурную, глобализационную специфику, а с другой, сохраняли бы и традиционные культурные, в том числе этнокультурные ценности, образы мира. В этом плане очень интересной представляется выдвигаемая в стратегии идея о «форумах идентичности», о «культурных проектах Москвы как русского международного полиэтнического города»....
О «развитии русского языка как языка межэтнического общения». Русский язык, русская культура должны восприниматься как пространство, в котором есть место для других культур и языков... как явления цивилизационного порядка, своеобразный «дом» для других языков и культур. При этом очень важно делать акцент на том, что русская культура - это культура с чрезвычайно высоким уровнем межэтнической сочетаемости.
Дмитрий Николаевич Мельников, главный редактор журнала «Наука и образование Казахстана», старший преподаватель кафедры печати и издательского дела Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана
Документ мне лично кажется очень размытым, лозунги-лозунгами, но хотелось бы и конкретные шаги понять. Например, в высшем образовании совершенно понятно, что необходим четкий заказ от бизнес-сообщества. Было бы интересно услышать ваше видение, как это может быть институционально выглядеть. Потому что бизнес параллельно выстраивает свою систему профобразования на местах, а ВУЗы продолжают сотнями производить специалистов умерших специальностей. Филипп
... необходимо соблюсти определенные пропорции между инновациями и классическим образованием. Нельзя весь процесс обучения менять резко, кардинально. Должна быть преемственность. Школа сильна своим консерватизмом. Должно быть поступательное движение. Необходимо повышать качество образования, а не стремиться к мировому лидерству. (Например, в Финляндии отличная система образования, но они не ставят своей целью стать "мировой столицей образования"). И второе, необходима продуманная шкала измерений, система оценки контрольных групп. С.Н.Цимбалюк