Достал с полки небольшую книжку, купленную в 1995-м, надо полагать году (год издания): А.В.Сухово-Кобылин. Учение Всемир.
(А достал по любопытному поводу. Стал, для плотиноведческих надобностей, читать «Таинственное богословие» Дионисия, в наличном переводе Прохорова, сразу столкнулся с невнятицей, стал сличать с оригиналом и уткнулся в термин «абсолютные», очень уж инородный Дионисию. Ну, думаю, неужто русского слова не найдется? И вспомнил тогда про эту книжку Сухово-Кобылина, что там, вроде бы, гегельянские идеи кондовым русским языком излагаются. Чуть позже, по ссылке Плотинианы, нашел перевод Бибихина, замечательный. Там, кстати, απολυτα переведено как «неприступные» - шикарно!).
Да, это тот самый С.-К., драматург, автор «Свадьбы Кречинского» и т.д. Перевел, оказывается, первым в России семь томов Гегеля - рукописи сгорели во время пожара вместе с большей частью всего написанного философского. Что мог восстанавливал в глубокой старости, за 80. Переосмыслил Гегеля в «инженерном» духе. Книжка - подборка выдержек из огромного - несмотря на разрушения - рукописного архива, разбитая по темам: Авторство, Всемир, Шар, Ряд, Пара, Кат (от «катить»), Лёт, Ум, Ток, Время, Спираль, Спекуляция.
Вникать в его «разумозрительные» построения времени и охоты сейчас нет, но кое-что - ради языка и стиля - приведу.
Из раздела «Авторство».
Авторство есть прием, способность пишущего обвнутряться, в себе накопить напряженность, т.е. самого из себя зарядить, заряд этот услышать как внутренний шепот и этот шепот или внутреннюю речь, - мышление - изловить на бумагу, и такую изловленную речь или остывшее мышление в форме вещи, т.е. сочинения, передать в пользование и достояние человечества.
Я… ходил за потребными выражениями во все склады и резервы слов и выражений русской речи.
Я прямо говорю: прошло время, когда всякий тунеядец и вор в сфере мышления или всякий нищебродствующий по задним дворам философии, или, наконец, сам Павел Афанасьевич Фамусов имел право философствования…».
Из раздела «Всемир».
Генезис круга (математический или графический, т.е. кругу внешний генезис) есть следующий: если мы возьмем прямую линию и предположим два ее конца и ее экстремами, т.е. противоположностями не только по форме, но и по их натуре или содержанию, а именно, предположим, что один конец есть неподвижен, а другой ее конец движется, то очевидно, что первый ее конец, стремясь двигаться, будет другим ее концом удерживаемым и поскольку их связующая линия в своей длине остается неизменной, то очевидно, что конец совершит около другого конца полный оборот и, возвратившись к своему исходу или чину, совпадет с собою и сам с собою соключится. Описанная этим радиусом кривая линия и будет оная спекулятивная столько же математическая, сколько и философская линия - круг.
При этом надо заметит, что экстремы центра и периферии суть в том еще более супротпвны. что периферия есть внешность и изменноеть круга, а центр есть нутро, постоянное и неизменное круга и что все радиусы, исходя из всех точек периферии соключаются в единую им всем общую точку в центр; и сам являет собою то точечное единство многости, и, следовательно, то единение внутреннего и внешнего, ту точку их индифференциации, их безразличия и слитости. которое спекулятивная философия и называет абсолютным и где, следовательно, круг есть форма, вид. изображение, символ абсолютного, а именно, в том значении, которое ему дала разумозрительная философия в мире Шеллинга и Гегеля…
Весьма знаменательно, что именно в момент, когда теоретический познающий Дух взошел на ту точку стояния, с которой натура Бога явилась ему в новом и высшем освещении, в эту именно эпоху практический Дух совершил изобретение, которое внесло в создаваемый этим Духом новый высший человеческий мир или разумный мир новую, не менее спекулятивную, форму вагонного движения, т.е. движения по железной дороге.
Это небывалое, неслыханное вагонное движение, которое сразу сорвало с современного нам человечества скорбные и позорные для него кандалы пространства, в которые доселе этот Божий Сын был материей закован, и ею в рабстве одержим, есть величайшее из всех технических изобретении, и купно есть наиочевиднейший пример значения силы и достоинства категории конкретного. Кругу обязано человечество вагонным движением и потому тем значением, и силою и комфортом, которую оно имеет в социологическом процессе человечества как первый его шаг за пределы им обитаемого и ныне им побеждаемого теллурического мира. Этой вышеуказанной спекулятивной натуре круга обязано оно своею конкретностью, ради которой вагон, ставши своей осью на центр круга (т.е. колеса) и двигаясь со скоростью вихря, совместно и одновременно остается в покое - и, следовательно, двигаясь не движется и движение с покоем соключает. Из этого получаем тот результат, что люди, вагон обитающие, продолжают невозмутимо свою обыденную жизнь, спят, едят и как истые владыки и цари земные равнодушно смотрят, как у их ног покоренная ими земная поверхность торопится и послушно бежит под них и скрывается сзади в туманную даль, - так, что для них форма пространственных расстояний очевиднейшим образом упразднена диалектикой этого нового вагонного движения как наличествующего синтезиса двух экстремов: движения и покоя. Это движение в недвижении или лучше не-движение в движении центра колеса вагона передает вагону это сложное состояние, в котором вагон летит в пространстве, оставаяся неподвижным...
Из раздела «Ряд»
Единица или моном есть абстрактен. Двоица - бином есть живой. Троица - бином есть разумен.
Атом есть моном, есть недвижен и бесплоден, ибо есть абстрактен.
Бином есть живое, есть в своей потенции ряд.
Трином есть высочайшая потенция - разумность, соключенность, Всемир.
Моном есть косность, смерть, есть ложь. Бином есть живое - ряд.
Трином есть сключение, аккорд, гармония, абсолютное, Бог, триада, золотое сечение, Всемир, воплощенный Разум.
Всей этой многости триад совершеннейшая и купно реальнейшая триада есть дикотиледон - та триада, которую Платон изложил так, что два без третьего объединиться не могут - и что потребно третье, их связка, которая бы их в едино соключила. Но из всех связок совершеннейшая есть та, которая себя самое и то, что есть связано, во единство бы соключила. Таковое триединство есть дикотиледон, т.е. универсальное всемирное триединство, которое и есть оное золотое сечение, или пропорциональность не четырех, а трех, или деление целого, единого на две неравные части, но именно так, чтобы они, будучи три, образовали бы четырехчленную пропорциональность и именно чтобы оное целое разделилось на две неровные части, чтобы получилось такое три, т.е. целое, большак и меньшак».
Примечание: "Дикотиледон" - двойной κοτυληδων. А κοτυληδων - это всякая чашеобразная пустота. Что-то подобное в физическом воплощении, два срощенных полых неравных металлических шара, я как-то видел под кроватью у одного оккультиста-знахаря.
Из раздела «Ток»
[Логос] и Электричество
Неоплатонизм учил, что Сущность Бога есть оный первичный чистый Свет (Urlicht - Пра-свет). Но по нашему электрическому веку предстоит необходимость поять это положение глубже, т.е. возвыситься до абсолютной Починности Мира и указать, что Свет есть первое Обвнутрение чистой Идеальности мировой починной Силы, т.е. Электричества, в пустом пространстве и именно того, которое есть статическое, т.е. косное, т.е. еще не явившееся Электричество, т.е. перво-первый Момент Озарения Логоса, т.е. оный чистый от Века горящий электрический, солнечный, белый, непомраченный Свет состоит под Законом Чередования, Размычки себя самого (Диремция на +ε и - ε) и Смычки, как универсального Закона всех Миров, что было указано и Лассалем... и в особенности Уильямом Круксом в его Учении о самосветящейся исконной Материи, как четвертом перво-Вещества (William Crookes. - Лучистое Вещество - Пра-свет у Неоплатоников), - но Urlicht и есть Urelektrizität, т.е. статическое Электричество как починная домировая Сила.