ГОРОДУ И МИРУ
На
сайте Института, где я имею счастье сейчас работать, вывешен для открытого обсуждения документ, разработанный Институтом - текст Стратегии развития московского образования до 2030 года. Под катом - об особенностях документа и о целях и процедуре обсуждения.
На всякий случай оговорю: предлагаемая Стратегия не имеет отношения к министерским планам реформировать на уничтожение и к скандально нашумевшим форсайт-проектам. Это - другое.
Документ, который мы выносим на форум нашего сайта для публичного обсуждения - это несколько сокращенный проект Стратегии развития московского образования до 2030 г., подготовленный нашим институтом летом этого года по заказу Департамента образования г. Москвы. Принципиальное отличие данного документа от многих других, создаваемых сегодня под вывеской модернизации образования, состоит в том, что он имеет не счетно-экономическую, но социокультурную направленность. Второе его принципиальное отличие состоит в том, что это действительно Стратегия, т.к. здесь сформулированы долгосрочные цели, основные направления и принципы, которыми нужно руководствоваться, чтобы осуществлять не преодоление отставания, а опережающее другие страны и города развитие образования. В-третьих, и мы тоже хотим это специально подчеркнуть, все, что здесь предлагается, просчитано, апробировано и поэтому реализуемо.
В название этой, выносимой на обсуждение версии документа мы поставили слова «начинаем с Москвы». Пространство Интернета не замкнуто в границах города. Мы приглашаем к обсуждению не только москвичей, поскольку уверены, что идеи, принципы, а во многом и конкретные решения, заложенные в Стратегию, пригодны и для других регионов России.
В чем цель открытого обсуждения этого документа? Мы знаем, что делать с образованием, у нас есть конкретные, просчитанные и обоснованные программы и проекты по всем направлениям его развития. Многое уже реализуется как в Москве, так и в других регионах. Но та критическая точка, к которой подошло наше образование требует от нас - и, как мы убеждены, от всех, кого мы зовем к обсуждению - ясного и твердого заявления своей позиции. Мы хотим получить поддержку единомышленников, услышать позиции противников и понять ресурс возможной поддержки безразличных - чтобы знать, с кем идти дальше.
Мы считаем, что вопросы развития образования касаются всех. Однако разные категории возможных участников обсуждения являются или считают себя в разной мере компетентными высказываться по тем или иным аспектам содержания Стратегии. Для того чтобы предоставить максимальную свободу выбора предмета для ознакомления и обсуждения, мы разбили текст на три десятка тематических кусков плюс отдельно краткое изложение основных идей Стратегии в целом для тех, кому лень или недосуг читать всё. Навигатором служит Оглавление с гиперссылками к этим кускам. Каждый кусок начинается с проблематизирующих вопросов - для затравки.
В приложении к тексту Стратегии мы публикуем документ, из которого можно получить знакомство с работой школ, уже включенных в новые формы образовательной деятельности. Он составлен из интервью с директорами этих школ. Кроме того, желающих получить представление о программах, проектах и текущей деятельности нашего института мы адресуем к другим разделам сайта.
Зову всех, кто заглядывает в этот журнал, читать и комментировать.