ОТЕЦ 332: 1945 (47)

May 21, 2010 00:52

О происхождении понятий добра и зла, сопоставление разных взглядов, вопросы .для размышления..

29.V.45
Происхождение понятия доброго и злого.
Последнее, что осталось за Богом, природа уже для всего управляется собственными законами.
Дарвин. Происхождение инстинктов коллективизма. Коллектив и доброе.
Маркс. Сужение распространимости доброго дела (нация, класс, я).
Достоевский. "Материалисты: вместо доброго и злого - личная выгода".
Но у Д. материалисты молятся Молешотту и Фогту.
Даже не разумный эгоизм, а именно из условия сохранения вида общественными животными.
Врожденный инстинкт доброго или благоприобретенный?*.
Соответствует ли он естественнным наклонностям человека?
Действительно ли неизбежны неврозы (см. Фрейд) как следствие борьбы инстинктов с самоограничением?**
(Мораль фашизма. Совесть?)

* Быки собираются в круг.
У людей есть мораль.
Но:
Эгоцентризм детей. Ребенок не умеет жертвовать.
** Корова требует случки один раз в год. И это обходится без неврозов.
Быть может, самоограничение в натуре, а неограниченная свобода следствие излишних богатств (см. Толстой. Сладкая пища в Крейцеровой сонате).

Мертвая  природа только взаимосвязь явлений (причинность). В человеч. обществе явления оцениваются мерилом добра и зла.
-----
Противоречия между сохранением вида и сохранением особи.
К этой же теме относится осуждение безразличия.
"Нет двух путей добра и зла. Есть два пути добра"
Один из лагерей всегда лагерь зла.
И история движется людьми, ясно чувствующими и сознающими путь добра  (Дон-Кихот, а не Гамлет).
Для нас проще делать добро соратникам - это делать добро всем, т.к. соратники несут счастье всему человечеству.
Они никого.не собираются исключать из будущего общества, а наоборот только включают в [нрзб.] всех, кто желает бороться для всего человечества.
Поэтому мы наследники и евангельского "Несть еллина и несть иудея" и все это наше.
----------------------

Что такое добро и что такое зло (т.н. вечные понятия: солидарность, взаимопомощь, справедливость), это знают все и б.м. инстинктивно.
Спор: к кому применять эти понятия?
Добро ли: зло, примененное к врагу?

Понятия Д. и Зл. естественны для человека. Он согласен с ними "без насилия над собой". (И "бессознательное" согласно с ними?).
(Против Фрейда)*
Но это не значит, что они врождены. Воспитание стоит в той же цепи - "защита вида, его приспособление к жизни".
Фактор сознания, отсутствующий у низших животных, существует у человека и тоже явл. средством (следствием) естественного отбора.

* М.б. и иное: улучшения вида (естеств. отбор) требует от человека борьбы со своим бессознательным.
(Не хочется, чтобы было так, тогда нужно согласиться с Фрейдом. Тогда человек не м.б. вполне целостен в своей радости и счастье).
Но, пожалуй, поведение низших животных не говорит о существовании инстинктов вредных (для внутривидового потребления).
Следовательно, хорошее в природе человека, т.к. благодаря этим инстинктам сохраняетсяи развивается вид. Плохое - результат дальнейшего социального развития (сужение круга применимости хорошего). Но это все же не взгляды Руссо - неизбежность социального развития, несущего зло. (Антитеза. В будущем синтез).
Неприменимость этических норм к междувидовым отношениям (вегетарианство).
Против неразумной жестокости, вредной для самого активного вида.
Только в этом смысле "хорошее отношение к лошадям".
[Отец очень любил это стихотворение Маяковского].
--------

Вечных этических норм не существует, они появились только с человеком. В зачаточном сост. в инстинктах у других видов (муравьи и проч.).
Этич. нормы - следствие борьбы коллектива за свое существ., поэтому в самом широк. виде они существуют для вида. Шире этого (межвидовых, вечных и т.д.) не существует.

Прервусь, пожалуй. Там еще почти столько. Отец, видимо, хотел "добить" тему...

отец, добро и зло, Война

Previous post Next post
Up