//С одной стороны, странно обуславливать возможность научной деятельности наличием у исследователя какого-то особого, в данном случае религиозного опыта. С другой: а можно заниматься, скажем, оптикой не различая цветов или акустикой, будучи глухим?
Конечно, можно. Пользуясь показаниями приборов, например. В отношении явлений микромира все люди слепы, но, однако, их изучают. Теоретически можно описывать эффекты, которые невозможно наблюдать в принципе, и получать проверяемые следствия. Религиозный же опыт целиком лежит в субъективной сфере - зачем пытаться делать из него "строгую науку"?. Так и психодел какой-нибудь можно наукой объявить - тоже люди ощущения испытывают вполне конкретные...
Да-да, конечно, все это философия, а не наука в смысле естественных наук или математики. И тут все дело в различении В ОПЫТЕ реального от нереального. Вы с самого начала отвергаете такую возможность, но ведь тогда и показания приборов, доходящие до нас в опыте, субъективны. Сплошной беспредельный психодел...
//показания приборов, доходящие до нас в опыте, субъективны
Ну, что понимается под объективностью в науке, достаточно очевидно. Ясно, что когда богословы говорят об объективности религиозного опыта, имеется в виду какая-то другая объективность. И непонятно, какая именно, поскольку религиозный опыт неповторим в принципе.
Я полностью согласен, что религиозная реальность - другая, чем то, о чем наука какая она есть. Это проявляется и в том, что Вы говорите об объективности, а я о реальности. Согласен и с тем, что все здесь весьма неясно и проблематично. Но ведь согласитесь, что, если религиозный аспект жизни важен (или Вы так не считаете?), то печально, если все, на что мы можем здесь опираться не надежнее психоделических эффектов.
Все же, наша "уверенность в религиозном опыте" строится не только на "субъективных" переживаниях. Вера может быть сознательным актом, основанным на анализе разных предпосылок.
Спасибо за ссылку. Совершенно согласен с А.А.С. в необходимости преодоления "пошлого здравомыслия". Я и уцепился за попытки феноменологии религии как за шаг в этом направлении, не ясно пока мне, насколько успешный. Ведь феноменология - не гегелевская, а Гуссерля - и задумывалась как преодоление здравого смысла. Но я начинаю подозревать, что тут коренная ошибка в невидении того, что прорыв к невидимой реальности невозможен без преображения человека. Наука этого не требует.
Конечно, можно. Пользуясь показаниями приборов, например. В отношении явлений микромира все люди слепы, но, однако, их изучают. Теоретически можно описывать эффекты, которые невозможно наблюдать в принципе, и получать проверяемые следствия. Религиозный же опыт целиком лежит в субъективной сфере - зачем пытаться делать из него "строгую науку"?. Так и психодел какой-нибудь можно наукой объявить - тоже люди ощущения испытывают вполне конкретные...
Reply
Reply
Reply
И тут все дело в различении В ОПЫТЕ реального от нереального. Вы с самого начала отвергаете такую возможность, но ведь тогда и показания приборов, доходящие до нас в опыте, субъективны. Сплошной беспредельный психодел...
Reply
Ну, что понимается под объективностью в науке, достаточно очевидно. Ясно, что когда богословы говорят об объективности религиозного опыта, имеется в виду какая-то другая объективность. И непонятно, какая именно, поскольку религиозный опыт неповторим в принципе.
Reply
Согласен и с тем, что все здесь весьма неясно и проблематично. Но ведь согласитесь, что, если религиозный аспект жизни важен (или Вы так не считаете?), то печально, если все, на что мы можем здесь опираться не надежнее психоделических эффектов.
Reply
http://trombicula.livejournal.com/57195.html
Все же, наша "уверенность в религиозном опыте" строится не только на "субъективных" переживаниях. Вера может быть сознательным актом, основанным на анализе разных предпосылок.
Reply
Reply
Leave a comment