основной вопрос 13: профминимум богослова-феноменолога

Feb 01, 2010 00:33

Керни (модератор) спрашивает об откровении как о высшем образце дара, «насыщенном феномене».

Марион. Попытаюсь ответить. ( Read more... )

дар, богословие, Марион, феноменология, Деррида

Leave a comment

a_marko February 4 2010, 11:44:30 UTC
//С одной стороны, странно обуславливать возможность научной деятельности наличием у исследователя какого-то особого, в данном случае религиозного опыта. С другой: а можно заниматься, скажем, оптикой не различая цветов или акустикой, будучи глухим?

Конечно, можно. Пользуясь показаниями приборов, например. В отношении явлений микромира все люди слепы, но, однако, их изучают. Теоретически можно описывать эффекты, которые невозможно наблюдать в принципе, и получать проверяемые следствия. Религиозный же опыт целиком лежит в субъективной сфере - зачем пытаться делать из него "строгую науку"?. Так и психодел какой-нибудь можно наукой объявить - тоже люди ощущения испытывают вполне конкретные...

Reply

gignomai February 4 2010, 13:10:01 UTC
Конечно, можно. Пользуясь показаниями приборов, например ( ... )

Reply

a_marko February 5 2010, 07:59:39 UTC
\\Без их опыта самих феноменов света и цвета для него не будет ( ... )

Reply

gignomai February 5 2010, 11:56:06 UTC
Да-да, конечно, все это философия, а не наука в смысле естественных наук или математики.
И тут все дело в различении В ОПЫТЕ реального от нереального. Вы с самого начала отвергаете такую возможность, но ведь тогда и показания приборов, доходящие до нас в опыте, субъективны. Сплошной беспредельный психодел...

Reply

a_marko February 5 2010, 13:19:18 UTC
//показания приборов, доходящие до нас в опыте, субъективны

Ну, что понимается под объективностью в науке, достаточно очевидно. Ясно, что когда богословы говорят об объективности религиозного опыта, имеется в виду какая-то другая объективность. И непонятно, какая именно, поскольку религиозный опыт неповторим в принципе.

Reply

gignomai February 5 2010, 14:16:21 UTC
Я полностью согласен, что религиозная реальность - другая, чем то, о чем наука какая она есть. Это проявляется и в том, что Вы говорите об объективности, а я о реальности.
Согласен и с тем, что все здесь весьма неясно и проблематично. Но ведь согласитесь, что, если религиозный аспект жизни важен (или Вы так не считаете?), то печально, если все, на что мы можем здесь опираться не надежнее психоделических эффектов.

Reply

a_marko March 8 2010, 09:48:03 UTC
Мне попался много проясняющий текст А.А. Стекольникова:

http://trombicula.livejournal.com/57195.html

Все же, наша "уверенность в религиозном опыте" строится не только на "субъективных" переживаниях. Вера может быть сознательным актом, основанным на анализе разных предпосылок.

Reply

gignomai March 8 2010, 12:34:48 UTC
Спасибо за ссылку. Совершенно согласен с А.А.С. в необходимости преодоления "пошлого здравомыслия". Я и уцепился за попытки феноменологии религии как за шаг в этом направлении, не ясно пока мне, насколько успешный. Ведь феноменология - не гегелевская, а Гуссерля - и задумывалась как преодоление здравого смысла. Но я начинаю подозревать, что тут коренная ошибка в невидении того, что прорыв к невидимой реальности невозможен без преображения человека. Наука этого не требует.

Reply


Leave a comment

Up