Сколько я не пытаюсь усомнить высказанный во 2-ом веке Нумением вот этот аргумент -«Тела, по своей собственной природе изменчивые, распадающиеся и целиком делимые до бесконечности, так как нет в них ничего неизменного, нуждаются в связующем, сводящем, как бы стягивающем их главенствующем начале, которое мы и называем душой. Если душа является каким
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
А знаете, почему на микроуровне существует случайность? Потому что по большому счету совершенно неважно, что там делается на микроуровне. Он ничего не решает, обладают смыслами и что-то решают только верхние уровни. Поэтому Бог и не тратит лишних усилий на присмотр за всякой мелочью. А вот на макроуровне никакой случайности не существует. А есть либо наши слабые способности к наблюдению и вычислению, как в случае с падающей монеткой, - либо свобода.
Reply
Reply
Reply
Reply
2) у вас, я так поняла, душа появляется на уровне самых примитивных живых организмов, типа бактерий? Я поначалу была сбита с толку словом "душа", которое привычнее слышать про человека. Но ведь для любых живых тел, действительно, актуален вопрос, какая сила их поддерживает. Как у Аристотеля: растительная душа, животная душа, разумная душа...
Reply
Что касается душевности низших уровней, то я сейчас под впечатлением Плотина, у которого, помимо индивидуальных душ (в которых он, действительно, не отказывал, кажется, даже растениям) есть еще космическая, которая держит мир и все в мире. Но каков бы ни был ответ, вопрос-то реален: что подддерживает жизнь организма?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но в данном конкретном случае видимо проблема действительно в этом. Совершенно непонятно, как на уровне генов может появляться цель, замысел, проект и тому подобные вещи. А на уровне макротел они безусловно есть. На уровне генов можно себе, наверное, представить какие-то механизмы телеологии, но так и хочется думать, что они обязательно должны быть вложены извне. Хотя это не доказано, конечно.
Reply
Reply
1) все живое существует за счет какой-то животворящей силы;
2) существуют качественно разные уровни жизни, связанные с такими способностями, как свобода и разумность, которые у нас нет серьезных оснований приписывать растениям и низшим животным. А про высших (например, про Вашу собаку и про моего покойного такса) умолчим.
Reply
Leave a comment