Сколько я не пытаюсь усомнить высказанный во 2-ом веке Нумением вот этот аргумент -«Тела, по своей собственной природе изменчивые, распадающиеся и целиком делимые до бесконечности, так как нет в них ничего неизменного, нуждаются в связующем, сводящем, как бы стягивающем их главенствующем начале, которое мы и называем душой. Если душа является каким бы то ни было телом, пусть даже и самым наитончайшим,- то что же будет связующим ее началом? Ведь было показано, что всякое тело нуждается в связующем начале, и так мы будем идти до бесконечности, пока не дойдем до бестелесного», - мне это не удается. Знаю я о существовании теорий самоорганизации, синэргетики и т.п. Признаюсь в своем невежестве: не смог осилить купленные книжки по синэргетике. Но я бы заставил себя продраться через громоздкие математические доказательства, если бы ожидал решения проблемы. Я сейчас отказываюсь тратить на это силы и время по той же примерно причине, по которой Парижская академия отказалась впредь рассматривать проекты вечного двигателя: все мыслимые варианты настолько хорошо просматриваются, что просто не остается места для открытия. Так и здесь.
Существует (грубо говоря) пять родов целостных образований (систем): неживые, растительные, животные, индивидуально-свободные (человек) и социальные (смешанные можно не рассматривать). Целостность неживых систем (механизмов - естественных и искусственных) объясняется инерцией и стохастическими закономерностями, к ним, как будто бы, можно свести все остальное. Что касается законов, управляющих процессами на четырех других уровнях системности, то надо рассмотреть две возможности:
1) Они сводимы к механике + стохастике. Вот эту-то возможность я отрицаю как немыслимую: не может из инертного движения возникнуть ускорение и из хаоса возникнуть порядок - без внешней силы, точно так же как из ничего не может само по себе, без производящей силы, возникнуть что-то (закон достаточного основания).
2) Законы верхних уровней не сводимы к законам нижних уровней. Но чем это лучше идеи души или жизненной силы, ведь эти идеи были отвергнуты во имя принципа экономии, а тут какая уж экономия!