Выкладываю (для немногих любителей) результаты моей возни с останками мысли Анаксимандра. Вполне сырыми. Может быть, чуть позже резюмирую сухой остаток. Но, видимо, больше в мыслимое время досократиками не занимаюсь - слишком уж нерасчётливо тратить на них столько времени. А может, и вообще ошибка - хронологическое движение, всё равно оно в чистом виде невозможно: приходится сновать туда-сюда. Однако...
1.
1.1. Говорят, что Анаксимандр «первым из известных нам греков решился обнародовать слово (logon), написанное [им] о природе (А7, Фемистий).
1.2. Возможно, что он первым стал использовать термин «начало» - одно из возможных прочтений позднего свидетельства Симпликия: «началом и элементом сущих полагал бесконечное, первым предложив это имя начала - archēnte kai stoicheion eirēke tōn ontōn to apeiron, prōtos toyto toynoma komisas tēs archēs); другое прочтение: первым предложил называть первоначало «апейроном», «бесконечным».
2. Теперь главное, чем знаменит Анаксимандр: to apeiron (a deprivatum, «не», «без» + peirar или peras, «конец», «предел», завершение»). Симпликий (VI в.): «началом и элементом сущих полагал to apeiron, первым предложив это имя начала. Таковым, говорит он, является не вода или какой другой из так называемых элементов, но некая иная бесконечная (apeiron) природа, из которой рождаются все небеса и все миры в них» (А9), Другие говорят то же, несколько варьируя наименование первоначала: помимо субстантивированного существительного «то апейрон» и «бесконечной природы» у Симпликия, еще «некая природа бесконечного» (physin tina toy apeiroy) у Ипполита (А11) и «бесконечность природы» у Цицерона (infinitas naturae, А13). Мне эти разночтения существенными не представляются.
2.1. У Симпликия находим и попытку объяснить мотив введения нового понятия: «наблюдая взаимопревращение четырех элементов, ни один из них не удостоил быть подлежащим («субстратом», hypokeimenon), признав таковым нечто иное»
2.2. Что означает это слово, «апейрон»? Русское слово, которым обычно его переводят - «бесконечное» (как и аналогичные слова в романских языках, происходящие от лат. infinitus), - имеет два значения: (1) «бесчисленный» (о множестве индивидов, число которых превышает любое мыслимое) и (2) «безграничный, беспредельный, бескрайний», что можно сказать, как о бесконечно большом (2а), так и о не имеющем концов по причине замкнутости, например, о круге (2б). Они же были и у греков, но у них, возможно, было еще и значение (3) - «неопределенный», т.е. одинаковое со словом αοριστον; в словаре Liddell-Scott приводится как синоним hylē, материи у стоиков; в этой связи можно указать также на стоическое понятие το τι, «нечто», наиболее общее, объемлющее всё (см.: А.Степанова. Физика Стоиков) - ср. ниже критику Аристотеля.
Что здесь проблема? Для нас сейчас это отчетливо разные значения. По-русски, скажем, основным является второе, прежде всего, в подварианте 2а. Первое употребляется нетерминологично; если хочешь, чтобы тебя вполне поняли, лучше сказать не «бесконечные вещи, факты, события», а «бесконечное множество вещей и т.д.». Третье вообще недопустимо, хотя в слове «неопределенный» сквозит смысл отсутствия (четкой) границы, линейной или поверхностной, формообразующей (в словах латинского корня используется не infini-, а indefini-).
Но так ли различались и различались ли вообще эти значения в греческом? В интерпретациях Анаксимандра, похоже, присутствуют все три.
2.3. Апейрон как бесчисленное, бесчисленное множество начал.
«Анаксимандр … полагал, что не из одной вещи, как, например, из влаги у Фалеса, рождаются все вещи, но из своих собственных начал. И считал, что начал отдельных вещей бесконечно много, что они производят бесчисленные миры и все, что в них возникает…» (А17, блаж. Августин, IV в.).
2.4. Апейрон как беспредельное и всеобъемлющее.
«… Объемлет (periechein) все миры» (А11, Ипполит). Аристотель, излагая это мнение, не называет Анаксимандра, но комментаторы раскрывают инкогнито.
2.4.1. Более того, толкователи приводят и объяснение тому, что начало должно быть беспредельным - Анаксимандрово или своё, Бог весть: «… Оно безгранично (aperanton), чтобы не было недостатка в рождении» (А14, Мнения философов). «[Анаксимандр] первый положил [в качестве начала] бесконечное, чтобы было откуда рождать в изобилии» (А17, Симпликий).
2.4.2. Аристотель понял апейрон как материю (см. 2.5) и отверг этот довод: «Ясно, что бесконечное есть материальная причина и что его бытие - лишенность (sterēsis), самосущее же подлежащее есть нечто плотное (to syneches) и чувственное. … И потому нелепо делать его объемлющим, а не объемлемым». «Для того, чтобы не иссякло возникновение, нет необходимости в действительном существовании бесконечного чувственного тела; можно ведь допустить, что уничтожение одного есть возникновение другого и при конечности целого».
2.5. Апейрон как неопределенное, лишенное определений.
«[Аристотель] считал его полагающим тело без определений (adioristōs)» (А16, Симпликий).
2.6. Отсутствие определений можно пронять как невозможность поместить на определенное место в заданной сетке определений: апейрон как промежуточное.
И это идет от Аристотеля: «… все же [рассуждавшие] о природе всегда полагают за бесконечным (tō apeirō) некую другую природуиз так называемых элементов, например воду, воздух или нечто промежуточное (metaxy) между ними», «… те, кто говорил о воздухе или огне или воде, или о том, что плотнее огня и легче воздуха - ведь и о подобном говорили некоторые как о первоэлементе» (А15, А16). Александр Афродисийский в своем комментарии поясняет, что речь идет об Анаксимандре, полагавшем в качестве начала «природу промежуточную между воздухом и огнем или между воздухом и водой».
2.6.1. Основание по Симпликию: «Анаксимандр, желая, чтобы элемент был бесконечным, отождествил его не с воздухом или огнем, или каким-то еще из четырех элементов, ибо те находятся в отношениях противоположности друг к другу и, будь один из них бесконечен, противоположные были бы им уничтожены» (А16).
2.6.2. И критика Аристотелем этой версии (не приписанной ли им Анаксимандру?): «такого чувственно-воспринимаемого тела наряду с так называемыми элементами нет: ведь все [предметы], из чего состоят, в то и разрешаются, так что оно должно было бы находиться здесь наряду с воздухом, огнем, землей и водой, но ничего такого не наблюдается (fainetai d’ oyden)» (А16).
2.7. Еще один аспект беспредельности - вечность.
По этому поводу сохранились слова, которые современная исследовательская традиция признает подлинными словами Анаксимандра: «[природа бесконечного -] вечная и нестареющая (aidion kai agērō)» (А11, Ипполит). «Вечное движение [бесконечной природы] есть, по его словам, причина рождения небес» (А10, Симпликий). Он утверждал, что [миры] гибнут и много раньше рождаются, так что извечно (букв. из беспредельной вечности, ex apeiroy aiōnos)повторяется (anakykloymenōn) одно и то же» (А10, Пс.-Плутарх).
2.8. Бесконечное начало неизменно.
«Части изменяются, а всё - неизменно…» (А1, Диоген Лаэртский).
3. Введши представление о неизменном начале - объясни происхождение из него множества разных и меняющихся сущих.
В этом отношении Анаксимандру приписываются различные идеи, некоторые из которых, возможно, аутентичны, другие подозрительно напоминают идеи самих интерпретаторов.
3.1. Выделение, а не изменение.
Что-то в этом роде, мне кажется, Анаксимандр должен был высказывать - в оппозицию к своему учителю, Фалесу. По свидетельству Симпликия: «[Аристотель] про всех названных говорил, что [они считают, что] прочее порождается разреженностью и плотностью, хотя Анаксимандр, по его же словам, [говорил] не о таком порождении, а о выделении из бесконечного» (А16). «Одни из них [первых философов] считали сущее единым и невозникшим (agenēton), другие - многим, сокрытым и выделяющимся (enyparchonta de ekkrinesthai), упраздняя возникновение, как Анаксимандр и Анаксагор…» (А17).
3.2. Выделение противоположностей.
О том, что Анаксимандр первым заговорил о том, что в основе генезиса сущих выделение противоположностей несколько раз упоминает Аристотель (А9, А16). Симпликий раскрывает подробности: «Возникновение у него не от изменения элемента (oyk alloioymenoy toy stoicheioy), а от выделения противоположностей (apokrinomenōn tōn enantiōn) вследствие вечного движения», «наличествующие в подлежащем, бесконечном теле, противоположности… суть: горячее, холодное, сухое, влажное и другие (А9).
В этой связи вспоминается и другое словечко, признаваемое дошедшим от самого Анаксимандра: «Он говорит, что при возникновении этого мира из вечного (ek toy aidioy) выделилось чреватое (gonimon) горячим и холодным…» (А10, Пс.-Плутарх). Такой чести слово gonimos удостоилось, видимо, в силу присущего явно мифологического привкуса - связи с космогоническими мифами, многозначности (плодоносный, плодородный, детородный, творческий и т.д.). Чувствуется усилие вообразить (а это нельзя сделать, не антропоморфизируя) процесс возникновения чувственно воспринимаемого космоса.
3.3. Апейрон как заключающий в себе семена сущзих.
«Анаксимандр принял за начало бесконечное (в лат. тексте immensum, букв. неизмеримое, с очевидностью перевод греч. apeiron), семенообразно содержащее в себе самом рождение всех вещей; из него, как он утверждает, образовались неисчислимые миры» (А9, Ириней Лионский).
Это по поводу этой версии сиронизировал Хайдеггер, что, мол, вещи «являют род плодосеменного хозяйства в равнопребывающем домострое природы» (“Изречение Анаксимандра”). Но слишком уж это напоминает «семена сущих» стоиков!
3.4. Апейрон как смесь частиц всех вещей.
О смеси, или о том, что «всё вместе» (omoy panta) применительно ко взглядам Эмпедокла и Анаксимандра, говорит Аристотель, противопоставляя им «единое» Анаксагора (А9). Симпликий в пояснении к цитате из Феофраста пишет, что тот «подгоняет Анаксагора под Анаксимандра». В цитате говорится о «смеси всех [вещей] есть одна природа, неопределенной по виду и величине». Наконец, в другом месте, Симпликий, опять с ссылкой на Феофраста, так передает взгляд Анаксимандра, с которым схожи утверждения Анаксагора: «при разделении (diakrisei) бесконечного сродное (ta syggenē) стремится друг к другу и, поскольку во вселенной было золото, возникает золото, а поскольку земля - земля и сходным образом всё остальное, как не возникающее, а изначально наличествующее» (А9а, Симпликий).
Вообще-то, это похоже на учение о подобочастных частицах («гомеомериях»), которое приято считать Анаксагоровым.
4. Предопределение.
Единственное высказывание, которое сохранилось с указанием, что это цитата из Анаксимандра и признаками целого авторского высказывания знаменитый фрагмент В1 из Симпликия: «А из которых [начал] вещам рожденье, в те же и гибель как должно свершается, ибо они отдают друг другу долг и возмещение неправды согласно временному распорядку». Именно ему, перетолковав его по-своему, посвятил свою статью Хайдеггер, но говорить о последней - это говорить о Хайдеггере, чего я здесь делать не собираюсь. Без претензий на цитирование сохранились и другие передачи взгляда Анаксимандра на определяющий ход времени: «О времени говорил так, что рождение, бытие и гибель определены (ōrismenēs)» (А11, Ипполит Римский), «миры то разрушаются, то снова рождаются - каждый сообразно своему веку, в течение которого он может сохраняться» (А17, Августин).
5. Конечно, прилагать к Анаксимандру термин «пантеизм», родившийся в Новое время, будет анахронизмом, но надо сказать, что в интерпретациях апейрона происходят как его отождествление с миром, вселенной (τα παντα), или мирами, так и миров с богами.
Вот примеры:
5.1. «Анаксимандр… [и др. признают] бесконечные миры в бесконечном по всем направлениям», «Анаксимандр… [и др. признают] мир неуничтожимым» (А17, Энциклопедия Стобея).
«Нелепо считать, что в небе нет верха и низа…» (А17, Аристотель). «Этого мнения держались Анаксимандр и Демокрит, так как полагали вселенную бесконечной; в бесконечном же по природе нет верха и низа…» (там же, Симпликий).
5.2. Анаксимандр «утверждал, что бесконечные небеса суть боги» (А17, Мнения философов). «По мнению, Анаксимандра, боги рождены: они возникают и погибают через долгие промежутки времени и при этом суть бесчисленные миры» (А17, Цицерон).
6. Я, в силу своего исходного интереса, сосредоточился на том у Анаксимандра, что воспринимается как «метафизика». Но у него есть еще и «физика» с представлениями о цилиндрической форме Земли, напоминающей барабан колонны; о происхождении светил при сгущении выделившегося из апейрона пламени в холодном воздухе «словно кора (phloios) вокруг дерева» и об их колесообразной форме; о происхождении животных из влаги и воздушной душе; он, вероятно, изобрел часы, занимался геометрией, предсказывал землетрясения, возглавлял колониальную экспедицию и нарисовал первую карту ойкумены. Крутой был мужик!