Е.Л.Шифферс о смысле художественного творчества

Sep 27, 2009 18:05


Исповедуя православное учение, я осознаю, что в основе мира покоится Истина Вечного Евангелия, покоится слово Божие, как творческий Текст Творца. Эта книга Сидящего на престоле, исписанная внутри и вовне, есть, вседержится в вечной памяти Божией как Культуры с Большой Буквы. Текст этот дискретен, имеет в своих дискретных и несводимых друг к другу полях присущие им координаты, ибо «день второй» пророчества Моисея о книге Изреченной не имеет причинно-следственной зависимости «от дня первого», но коренится своей прерывистостью (а не эволюционностью!) в воле Божией и Сознании Творца. Каждый дискретный уровень благословляется Творцом Культуры, то есть этого вечного Текста при прикосновении к которому возникают культы, а на них уже базируются культуры человеческого вмещения и состроительства с фактом Вечной Памяти. Таковое в принципе понимание термина «культура» как человеческой практики, восходящей к «культу», было, по-видимому, присуще и о.Павлу Флоренскому; во всяком случае я впервые глазами прочел такое осмысление термина у него. Вечная Память Культуры есть Аскетология как наука очищения сознания от профанической и безвольно принятой терминологии, чтобы пустым от «клише» сознанием прикасаться к Тексту, что постулируется как обучение Культуре, припоминание, вспоминание Культуры, чтобы через улучение благословения того уровня Текста, к которому восшел ученик, в последующей трансляции вмещенного, делаться и творчеством. Если Вседержитель творит из ничего, то ученик Культуры и со-творец понимается как исполнитель. Но пианист в исполнительстве является со-творцом композитора в трансляции партитуры, как и актер и режиссер являются со-творцами автора-драматурга. Исполнительское творчество в корректной вариации на заданную тему, уже записанную в «каноне» воспоминания Культуры, ни в коей мере не может быть ограничено. Апостол Павел, пишущий к Евреям, говорит, что тот Бог, Который многократно и многообразно говорил в пророках и отцах, в последние «дни сии» говорил нам «в Сыне». Так Текст Вечной Книги и замысел о Церкви как о Теле Христовом и Невесте Агнца дан Сыном адекватно. Мы имеем откровение о Культуре и Творчестве. Культ должен привести человека к Вечной Памяти Божией, то есть к вхождению в Тело Христа. Творчество в терминологическом смысле открыто: это творение абсолютно нового, - Бог стал человеком (абсолютно новое для Него состояние), а человек должен стать богом по благодати (абсолютно новое для него состояние). «Бог воплотился, чтобы человек обожился», - эта формула святых отцов представляется мне терминологическим определением «культуры» и «творчества». Православные аскеты-молитвенники (напомним, что аскетика есть собственно делание по-гречески) называли аскетику «художеством художеств». Они были любителями красоты, творцами себя в молитвенном делании, членами Культуры, фактами культуры, членами-ритмами и рифмами Великого Текста, изреченного Богом Живым. Святые суть культурные люди и творческие люди в терминологически точном употреблении этих слов. Но вместе с тем есть и факт спонтанного припоминания Текста и трансляции вмещенного вне «канона»; таковой факт возможен в акте припоминания культуры «художниками», «поэтами», «философами» в принятом смысле слова. Язык подобных трансляций будет, подчеркиваю, вне-каноничным, но не противо-каноничным, не антиканоничным. К примеру: фактом Культуры является преподобный Серафим Саровский, а фактом вне-канонического припоминания Культуры - письменность А.Пушкина (они жили в одно время!).



Лингвистический подход к Культуре и культурам, внимание к терминологии, эти и прочие феномены будут характеризовать припоминание культуры, чтобы через обращение (корректное!) к священной письменности говорить об аскетологическом Мировом Дереве, как училище припоминания, как обучении науке читать Текст, Вечно «пустой», ибо адекватность его понимания коренится в Сознании Творца его; и даже Письменность Нового Завета будет вмещаться не как идолоподобный Авторитет, но как Истина Призыва к апофатической встрече в богопознании и Свете. Решатся затем попробовать следовать древним наукам обучения… Станут творцами и свидетелями Культуры… Ибо время прекращения возможности богоуподобления еще не окончено, для нас, человеков, [оно лишь] закрыто в гадании «дня и часа», который знает только Отец Небесный.
(Скульптурный алфавит мастера Э.И.Неизвестного)

святость, творчество, Шифферс

Previous post Next post
Up