Маркс, Щедровицкий и св. отцы

Jun 10, 2009 18:11

Г.П.Щедровицкий.Лекции в СоюзморНИИпроекте (1984):
Деятельность, мыследеятельность существует в истории и есть продукт истории, она идет из прошлых веков в будущее, и она неуничтожима и бесконечна, несмотря на гибель отдельных людей. И для людей существует лишь вопрос, какое место займут они в этой исторически протекающей мыследеятельности, как они ( Read more... )

св. отцы, Щедровицкий, методология

Leave a comment

кроме либерального tugodum June 11 2009, 23:06:29 UTC
Re: кроме либерального gignomai June 12 2009, 07:20:52 UTC
Спасибо за ссылку. Я не читал Каждана, а вижу - надо, похоже, хороший труд.
Но по существу вопроса у меня два возражения:
1. При всей сосредоточенности на личном спасении отцы "типа" Симеона НБ (а были же и другие, Василий Великий, скажем) они оставались воинами Церкви, т.е. корпорации.
2. Они молились за мир и это было их ответственное действие.

Reply

Re: кроме либерального tugodum June 12 2009, 07:49:27 UTC
(1)
т.е. Вы не согласны с тезисом Каждана?
тогда скажите пож-та, где, по-Вашему, у него ошибка (в каком звене логической цепочки).

(2)
молитва--"ответственное действие", разумеется.
но не продукт истории!
кстати, к "ответственноьму действию" обязывает и "либерально-индивидуалистическое мироотношение".
в варианте Поппера, по крайней мере.

Reply

Re: кроме либерального gignomai June 12 2009, 09:19:46 UTC
1. А я не нашел у него цепочки (рассуждения). Тезис "акт спасения оказывается не столько результатом действий духовенства как особой корпорации, сколько индивидуальным подвигом, доступным каждому" не противоречит тому, о чем я пытаюсь сказать. Св. Симеон ведь не отделял себя от Церкви. К духовенству он не только "настороженно" (Каждан) относился, а сурово обличал, но ведь за личные грехи, а не само устройство Церкви.
2. Я не говорил, что молитва - продукт истории; она - историческое действие. Думаю, что можно сказать, что совокупная молитва христиан влияет на историю.
Ну, если есть либеральный индивидуализм, готовый брать на себя ответственность за историю, я только рад, но не понимаю, почему он тогда индивидуализм?

Reply

Re: кроме либерального tugodum June 12 2009, 12:49:44 UTC
* Св. Симеон ведь не отделял себя от Церкви.
-----------
но и не отождествлял себя с ней как с корпорацией.
"не отделял" он себя от таинств.
от "корпорации" же, напротив, отделял.
-----------
* почему он тогда индивидуализм?
-----------
потому, что не коллективизм :>)

Reply

Re: кроме либерального gignomai June 12 2009, 13:20:31 UTC
Похоже, что требуется более тонкая дифференциация понятий. Попробую наметить, В КАКОМ НАПРАВлении.
1. Каждан пишет о корпорации духовенства - в духе светского представления об организации "служителей культа". Но корпорацию можно ведь понимать и как "Тело", объединяющее Церковь воинствующую и прославленную. И это дает право, имхо, говорить о православном корпоративизме против протестантского индивидуализма.
2. Индивидуализм имеет два смысла: а) самостоятельность, принятие на себя ответственности, и б) подчинение своей деятельности заботе о себе (пусть о духовном благополучии). Про Поппера не знаю, а представление о том, что молитвенник, даже отшельник, заботится лишь о своем индивидуальном спасении, верно ли? Не есть ли это искаженный, внешний взгляд? Ведь он о всех молится.

Reply

Re: кроме либерального tugodum June 18 2009, 20:14:38 UTC
(1)
при чем здесь протестантизм?
К. противоставляет византийский социальный тип современному ему западному.
представление о Церкви как Теле на Западе тоже было; коропоративность в этом (мистическом) смысле, следовательно, была и там, и там.
но на Западе была и другая, социальная, корпоративность.
которая в Византии в такой степени развита не была.
(2)
византииский подвижник заботится прежде всего о своем спасении (оБожении). это "sine qua non". остальное факультативно.

Reply

Re: кроме либерального gignomai June 19 2009, 11:14:56 UTC
1. Протестантизм - причем, т.к. современный западный вырос из протестантизма. От индивидуальных отношений с Богом "без посредников" к отождествлению его с совестью, моральным императивом или общественным идеалом.
2. Может, по факту это и так для большинства византийских подвижников. Но в таком чистом виде это, скорее, похоже на византинизм и "христианский эгоизм" Константина Леонтьева.

Reply

Re: кроме либерального tugodum June 19 2009, 12:35:13 UTC
(1)
я имел в виду: "современный ему"--византийскому социальному типу, а не "ему"--Каждану.
(2)
это значит лишь то, что Каждан и Леонтьев (не говоря уже о BGR :>) в понимании византийского соц. типа сходятся.
дополнительный довод в пользу такого понимания.

Reply

Re: кроме либерального gignomai June 19 2009, 13:22:14 UTC
Ладно. Про византийский соц. тип им/вам виднее.
А к МИ это относится, как думаете?

Reply

Re: кроме либерального tugodum June 19 2009, 14:18:49 UTC
думаю, что не только "относится", но он, так ск., "ярчайший представитель".
да и первый м.б. (если верно, что--как считает ряд исследователей--Византия собственно начинается с 7-го в.).

Reply

Re: кроме либерального gignomai June 19 2009, 14:48:36 UTC
Ну, значит, я чего-то важного не понимаю. Что не впервой:)
Додумаю и либо соглашусь, либо надумаю возражение.

Reply

Re: кроме либерального tugodum June 19 2009, 14:55:21 UTC
буду рад в любом случае.
основные тексты МИ, как и био его, Вам ведь доступны.

Reply


Leave a comment

Up