Mar 30, 2009 13:05
Вчера в разговоре меня обвинили в мифотворчестве - в том смысле, что мои версии прошедших событий не соответствуют тому, что реально было (т.е. версии собеседника). Я взвился сначала: это я-то, с моим исступленным желанием видеть все, как оно на самом деле, мифотворец?! А потом, по испытанному правилу "если сказанное вызывает в тебе сильное внутреннее сопротивление, ищи, где в нем доля правды", задумался. И нашел правду.
В самом деле, как я помню? Сначала в памяти сложная по составу картинка происшедшего, чувственно-эмоционально-мыслительная, т.е. я что-то вижу (в меньшей степени слышу, обоняю и т.д.) плюс сохраняются пережитые по поводу событий чувства, особенно болезненные или уж очень радостные, плюс подуманное тогда же и сразу после, пока не отвлекся на другое. Но есть еще одно. Люди, склонные к рефлексии, имеют обыкновение позже (иногда и сразу же, если есть на это установка) проговаривать происходившее в словах (мысленно, вслух или записывать).
И вот тут самое важное. Без словесного оформления память о прошедшем живет какое-то время, большее или меньшее, постепенно стираясь, точнее, наверно, утопая где-то в глубоких слоях сознания, которые сейчас называют бессознательным. Иногда, под влиянием "созвучного", оживает... Но как только событие проговорено или записано - всё, ОСТАЮТСЯ ТОЛЬКО СЛОВА.
Подтверждение этому я вижу в том, что происходит со сновидениями. Я тут попытался с ними поработать и стал записывать. В книжках советуют сразу же, как проснулся, записать для памяти несколько ключевых слов, которые потом помогут восстановить увиденное целиком. И это, да, помогает, без этого, за считанные минуты сон убегает напрочь. Поскольку сны нелогичны, то не за что зацепиться и не знаешь, в каком направлении искать. (Хотя иногда бывает, что позднее что-то, по тому же "созвучию", вдруг вспоминается как случившееся с тобой, но ты точно знаешь, что такого быть не могло; это - из забытого сна).
Но работает прием именно отдельных ключевых слов. Если же записать более или менее связный рассказ, то у тебя остается только он, картинка умирает. А запись - реального события или сновидения - сразу же после, второпях ущербна. Слова нужно точные подобрать, чтобы слово было равноценно жизни.
Отдельный вопрос - о сохранении и восстановлении содержания обсуждения (рефлексия семинара). Существует практика записи на магнитофон и последующей работы с расшифровками. Ну а если аудиозапись не ведется? Здесь задача - сохранить логику хода обсуждения, проблемные фокусы. Но фиксировать их очень трудно. Обычно-то у каждого остается только то, что он успел, что его задело. Поэтому и надо потом эти версии сопоставлять.
миф,
память