После санации моих путаных представлений Тугодумом (
http://gignomai.livejournal.com/138405.html?thread=1650853#t1650853) вынужден признать, что мои логические претензии к Платону в "Пире" необоснованны. Его логика безупречна: если любовь мотивирована красотой, то мы в самом деле с необходимостью движемся от одного красивого тела ко всем красивым телам, а потом не только телам, но и всему красивому, а потом к тому, что и составляет их красивость - самой красоте...
То, представление о любви, которое я этому противопоставлял, как утверждает тот же Тугодум, называется "романтической любовью" - от того, видимо, что это представление культивировали романтики. Как я понимаю, отличительной чертой такой любви является исключительность, обращенность на единственный объект. Так принято считать, хотя я бы уточнил: ниоткуда не следует, что на единственный: важна не единственность, а "персональность" - пусть любимых будет два или несколько, но каждый любим сам по себе, персонально, в своей неповторимости.
Меня, понятное дело, интересует, как любовь по Платону и "романтическая" соотносятся с христианством. Вот несколько соображений.
1. У Платона (на это и Тугодум указывает) "романтической любви" близок миф о половинках, излагаемый Аристофаном.
2. В Библии любовь явно "романтическая" - скажем, любовь Иакова к Рахили. Да и любовь Бога к Израилю не по Диотиме, не за красоту.
3. "Романтическая любовь" разрушает разделение на любовь-эрос и "любовь-агапе". И хотя в Евангелии, когда речь идет о любви, всегда употребляется слово "агапе", в мистических текстах "божественный эрос" присутствует. И какой является любовь Христа-Жениха к Невесте-Церкви или любовь Бога к душе, если ее символическое изображение видеть в "Песни песней"? Странно было бы, однако, утверждать, что Бог, Который "есть любовь" (агапе) человека любит как-то принципиально иначе (эротически); вывод один - здесь они не разделяются... Бог любит, простите за некоторое легкомыслие в выражениях, "романтически". И "романтической" же - не за красоту и вполне персональной, даже исключительной, ибо ревнив - любви ждет от нас.
Вот так и вываливаю непроясненным. Послушать хочется, что люди скажут.