Климент 26: подбираемся к смыслу бесконечности Единого

Sep 23, 2008 00:14

Возвращаемся вместе с автором книги к основному сюжету этой главы - поэтапному продвижению «к восприятию умом Вседержителя». Оно, как было показано (см. http://gignomai.livejournal.com/134750.html), есть движение апофатическое, via negativa. На этом пути, который Климент называет анализом (analysis) или абстрагированием (aphairesis; этот термин переводится и иначе, по-гуссерлевски: «редукция») последовательно устранялись телесно-чувственные и даже бестелесные качества, пока мы не пришли к Монаде-Христу, «величина» которого бесконечна в смысле никогда не достигаемого предела. Теперь устранению подлежит сама «величина Христа» - «вбросим себя в величину Христа и оттуда, через святость, будем выходить в зияние…» (5.71.3), т.е. к Единому. У Единого, как уже опять-таки было сказано (см. http://gignomai.livejournal.com/136677.html), другая беспредельность. Но там, в сущности, про эту другую беспредельность - беспредельность Единого в отличие от беспредельности Монады-Христа - было сказано лишь то, что она - иная… Как эта инаковость раскрывается у Шуфрина?
Климент пишет, что Оно, Единое, беспредельно «не в смысле невозможности пройти до конца» (так переведено выражение kata to adieksitēton), что истолковано так: в отличие от бесконечной величины Аристотеля, Единое не может иметь даже внеположного ему предела (т.е даже такого, который не был бы его частью). Нет ничего «по ту сторону» Единого.
Отвлекаясь от полемики Шуфрина с лругими исследователями (там были и другие переводы этого выражения, и другие толкования его смысла), сосредоточимся на его понимании. Adieksitēton - технический термин Аристотеля для бесконечной величины; он описывает ту бесконечнось, о которой шла речь выше, которую Климент (по Шуфрину) признавал за Монадой-Христом - потенциальную бесконечность, бесконечное стремление к внеположному пределу. А вот бесконечность как величина, превосходящая всякую величину, такая, что она «превзошла бы небеса», по Аристотелю вообще невозможна (ouk endechetai einai - Физ. 207 b18-21), не существует и в возможности (oude dynamei oion te einai - Физ. 206 b22-23)…
Может быть, именно эту невозможность Климент утверждает в отношении Единого?
Previous post Next post
Up