к старой проблеме теодицеи

Apr 22, 2007 12:00

Вчера в разговоре с одним приятелем я, кажется, нашел довод, точнее, ход аргументации, который мне кажется убедительным. Мой собеседник, именующий себя агностиком, в какой-то момент разговора раскипятился и стал требовать Бога к ответу за творящиеся в мире гнусности. Первым делом он, естественно, вспомнил газовые камеры: "Что Он делал, когда сжигали детей?". И вот я тогда задал ему вопрос: а что, по-твоему, Он должен был сделать, чтобы предотвратить это преступление. Мы, в поисках ответа, довольно быстро пришли к тому, что, скажем, недостаточно было умертвить фюрера в утробе или в младенчестве. У нацистского "эксперимента" слишком много причин, которые надо было бы заранее устранить и предполагаемое коррекционное вмешательство должно было бы затронуть и версальскую политику, и склад немецкого национального характера, и поведение самих евреев, и Мюнхен и т.д. и т.п. Мне пришлось как бы свести в единую формулу известные мне формы божественного участия в нашей жизни. Получилось примерно так:
1) Творец и Вседержитель "держит" мир, гарантируя его природную стабильность (мы можем не бояться, что солнце завтра не взойдет - по крайней мере, до Конца).
2) Он как Промыслитель "стратегически" участвует в истории в целом и в наших личных историях. Это самая, кажется, таинственная составляющая Его участия, поскольку речь идет о влиянии на какие-то важнейшие стороны, но при этом незаметном, скрытом. В этой связи вспомнилась когда-то прочитанная притча из Синайского патерика о "путях Господних", каковые, как известно, неисповедимы. Один монах очень хотел как-то понять их. И ему явился ангел, увлекший монаха в путешествие обещанием просветить на сей счет. По пути ангел совершает странные и даже пугающие поступки (выбрасывает в окно золотое блюдов доме принимавшего их гостеприимца, убивает (!) юного сына другого гостеприимца, а в доме третьего, недавно умершего, зачем-то срочно достраивает стену кирпичной ограды. Монах из смирения долго сдерживается и не Ангел объясняет. Первый принимавший их человек был во всем праведник, но в юности украл это блюдо и ангел очистил его дом от краденого. Мальчик второго пока еще чист и безгрешен, но Всеведущему известно, что в нем зреет убийца; оборвав его земное существование ангел спас и его для вечной жизни, и его жертв для здешней. В третьей ситуации умерший человек оставил богатый клад, который окончательно соблазнит на на непотребную жизнь его легкомысленного сына, и ангел застраивает стеной место клада...
3) Иногда Бог творит зримые чудеса, в педагогических, так сказать, целях. Но, как сказано, ждет чудес и рассчитывает на них "род лукавый и прелюбодейный".
Собеседника моя аргументация не убедила. Он в итоге предложил Богу такую альтернативу: вмешиваться все время и непрерывно, устраняя все, что приносит в мир зло. Мне пришлось указать ему на то, что он тем самым предлагает отказаться от свободы, которой Бог наделил человека. На сем и расстались.
Вообще, мне кажется, споры о вере могут иметь только один смысл: сквозь наслоения недоразумений и расхождений вторичных, производных добраться до исходного расхождения, порождающего все последующие...

свобода, промысел, спор, теодицея, зло

Previous post Next post
Up