Условность, конечно. Дела не начинаются с началом года и не заканчиваются с его концом. И все-таки магия календаря. Да я еще и приболел малость, лежу в постели. Ну и чего бы не взглянуть назад на прошедший год. И не прикинуть, что он забросил в следующий.
1. Начну с того, что перешло из прошлой жизни, когда мы с покойным Львом Петровичем Щедровицким и Толей Пископпелем издавали наследие ММК. Работа эта с утратой товарища, должно признать, замедлилась и скукожилась. Однако собираемся продолжать. Один выпуск сборника нашего сдали в типографию, собираем материалы для книги памяти Л.П. (чудеснейший человек был, нужно, чтобы помнили).
2. Куно Фишер. Договор на «Декарта» был заключен в начале осени 2022-го, а сдан он был в январе этого. И уже тогда я круто изменил взгляд издательства на эту работу: не перепечатываем дореволюционное издание, как пытались делать пару раз наши предшественники, а делаем новое издание, используя, разумеется, то, старое, но тщательно его выверив по новейшим изданиям немецкого оригинала. Тому были и прямые основания - и ошибки, в переводе, и позднейшие исправления и дополнения. Вообще, мне хотелось сделать образцовую книгу - отсюда добавление ссылок на русские переводы и предметного указателя, который поленились делать сами немцы. Иллюстрации еще (люблю).
Ну и сразу же немного про то, что значит для меня эта работа. Во-первых, я люблю и, кажется, умею работать с текстами; вот некоторое сочетание филологии с философией - это самое оно. Во-вторых, в остро ощущаемом отсутствии историко-философского образования возможность за обозримый срок проштудировать такой мощный период философии - от Декарта до Шопенгауэра - это ли не подарок? Я не разделяю тотального неуважения ко вторичным источникам. Куно Фишер - не популяризатор, он не упрощает излагаемых им авторов, а вместе с читателем в них разбирается. И не закрывает дорогу к чтению первоисточников, а помогает по ней идти.
У его книг, надо сказать, замечательно продуманная архитектоника - слоями: сначала подробное жизнеописание, потом обзор наследия (это все первая «книга»); потом подробный разбор учения, завершаемый указанием на нерешенные проблемы и на то, кому предстоит решать их в дальнейшем. (КФ - гегельянец, и для него философия - это единое дело мысли, многопоколенческий «семинар». Или самораскрытие абсолютного духа. Но разве так посмотреть на философию - это плохо?).
Там еще много волокиты было с этим томом; это потом повторилось и со следующим. Я своим перфекционизмом обрек себя на утомительнейшую работу - проставлять страницы в предметном указателях (а кто еще может осмысленно делать, кроме меня?). Но вот всё: сейчас «Декарт» уже не только напечатан и лежит в магазинах, но и вошел в какой-то там топ на нон-фикшн.
О втором томе («Спиноза») скажу короче, но вовсе не в силу меньшей для меня значимости и объема работы. Я входил во вкус, издательство смирилось с затягиванием сроков. В результате договор был заключен, кажется, ранней весной, сдана книга в издательство была в середине августа. Но тут уже я оттянулся вовсю - помимо указателей написал «приложение» на восемь а.л., обзор трехсотлетней истории спинозизма. Сидел над ним с утра вечера, н наслаждался же…
С этим томом всё подчистую было закончено только где-то в октябре, я уже параллельно Лейбница стал делать.
Вот и делаю. К Новому году закончил первую часть, биографическую.
Замечу еще, что эти первые части даются мне с бóльшим трудом. И работа в этих двух случаях совершенно разная, и трудности разные. С философией понятно: думать надо. А с биографией - разбираться в реалиях XVII века. В случае Лейбница это особенно навалилось, поскольку он не Спиноза, и даже не Декарт - лез во все современные ему политические дела: династические счеты и т.п. Но, уф!, всё с этим; теперь - к субстанции и силе, к монадам и предустановленной гармонии, к бесконечности, непрерывности и бесконечно малым. К принципу достаточного основания и к, можно сказать, первой попытке искусственного интеллекта.
3. Искусственный интеллект. Зацепила меня эта тема. Хочу разобраться с тем, куда это все ведет. Ну да, все тот же старый вопрос: может ли машина мыслить? Это же ведь и вопрос о том, что такое мышление. В общем, решил я штурмовать проблему с трех сторон (я человек книжный, потому и здесь все приняло характер чтения подобранных книг):
Со стороны самой «машины»: начал штудировать новейший американский учебник по ИИ (сейчас уже понимаю, как быстро здесь все устаревает, но основ не миновать). Но споткнулся с необходимостью знакомства с азами программирования, стал осваивать Питон. Полчаса ежедневной «гимнастики». Двигаюсь медленно, но двигаюсь - до циклов добрался.
Один знакомец, работающий в этой сфере, в ответ на мои вопросы сказал мне две вещи. Первая: ну, конечно, ни о каком самостоятельном мышлении не может быть и речи, это - инструмент. Вторая: но, если мозг устроен как мощный компьютер, то ИИ рано или поздно научится его воспроизводить. Отсюда второе направление: мозг и поведение. Толстенный том с таким названием лежит на моем столе ежедневное чтение по полглавки - еще одна часть моей гимнастики. Уже узнал немало нового про строение мозга и работу нейронов. И все практически с нуля, как-то не приходило в голову этим интересоваться. И третья тема - происхождение мышления в эволюции. (Поршнева читаю понемногу).
Что общего между этими тремя заходами? То, что я называю «методологическим материализмом». Хочу, приняв, что мыслит сам мозг, что мысль рождается из нейронных процессов; что человеческое мышление рождалось естественным путем, развитием мозга гоминид; и что усложнение машины и освоение ею способности обучаться и самообучаться приводит к мышлению, качественно не отличающемуся от мышления человека, нащупать ту точку, ту грань, где этот скачок происходит…
Совершенно пока не могу оценить, сколько это займет времени, и хватит ли меня на это. Ино побредем дале.
4. Ну и, конечно, сообщество «Прояснение оснований». Оно - закрытое. Потому рассказывать о его внутренней жизни не буду. Но - живо! И, кажется, нужно его участникам.
Да, упомяну еще, что сил бы, наверно, не хватало, если бы не еженедельные походы в фитнес (1-2 раза в неделю).