Jun 27, 2008 11:59
Во время оно занимался я в театральной студии. И была у нас преподавательница вокала, Евгения Адольфовна Лукьянова (хороший человек, любвеобильный, вечная ей память). Так вот, главное ее ноу-хау был способ дыхания: форсированный выдох, а потом свободный, беззаботный вдох.
Случилось на днях читать трудный для понимания текст и, вспоминая потом динамику непонимания-понимания, я вдруг ясно увидел сходство (любимое мною сближение далековатого). Сначала напрягаешься понять, борешься с текстом, в какой-то момент отторгаешь его (что, проще не мог сказать, сукин сын?! - в данном случае это был Хайдеггер), снова пытаешься побороть... А потом (что-то, конечно, ухватив, но, главным образом, изнемогши) отдаешься речи автора, позволяешь ей в тебя вливаться...
Лучше всего, видимо, на этом последнем этапе СЛУШАТЬ. Если некого попросить почитать, то самому читать вслух.
Единственная оговорка-сомнение: может быть, не для всех текстов это годится. Но для "трудной" поэзии (а таков Хайдеггер) точно.
Хайдеггер,
понимание