Apr 01, 2022 12:48
Все больше выявляется оппозиция: взгляд на происходящее из "мне-здесь-теперь" или взгляд из целого. Теоретически именно вторая перспектива вернее, даже единственно верная. Но как ее усвоить иначе, чем мне-здесь-теперь?
основание,
история,
противоречие
Leave a comment
ЗЫ Точно так же и никакого "частного" реально нет.
Reply
Reply
Reply
"Это хорошо видно на примере войны: перспектива обывателя (это не ругательство, а фиксация позиции) и перспектива военного стратега." Всё верно, но тот же самый военный стратег может быть (как есть ) обывателем или же им стать , если , к примеру, в результате его стратегии в его дом попадёт снаряд , который убьёт его семью. Какая тогда позиция правильная? Рвать на себе волосы над трупами близких им проклинать войну или смириться с неизбежностью жертв части ради целого?
Чтобы избежать подобной нравственной апории человек изначально должен быть в определённой позиции: если ты от отвечаешь за целое, тогда не изволь быть обывателей: не имей имущества и семьи, а если хочешь остаться "частным человеком" с "обычными " человеческими радостями, то "суди, сапожник, не выше сапога". Это ещё понял Платон.
Reply
------------------
Во-первых, Вы признали сукществование апории. Когда надо действовать, человеку приходится определиться и встать на один из двух полюсов=, да. Но пока он мыслит, он видит оба полюса.
Платон-то понял. А Пушкин в "Медном всаднике" вернулся в ситуацию раздвоенности... Я в данном случле воспроизвел ситуацию Пушкина.
Reply
Ситуация выбора - это невозможная ситуация, порождённая (в случае Платона) афинской демократией: сегодня , мол, ты частное лицо, то есть, как заурядная сволочь, а завтра должен будешь в собрании думать об общем интересе. Чушь получается. Платон это понял и написал своё "Государство": ты только тогда сможешь реально отвечать за целое, когда тебе на самом деле нечего будет терять в частном. А сволочи афиняне только прикидываются, что беспокоятся об общем, потому и Сократа изничтожили, который им в глаза это говорил. В этом имхо пафос Платона,
"А Пушкин в "Медном всаднике" вернулся в ситуацию раздвоенности..." У Пушкина нет раздвоенности: он-то целиком на стороне Петра, то есть целого. Другое дело - сочувствие к маленькому человеку Евгению. Но ( в этом-то гениальное прозрение "Нашего Всего", оцените-ка!) Пушкин прекрасно понимает, что чувства - это чувства, то есть, по большому счёту, аффект. Иначе говоря, просто безумие. Что мы видим в ( ... )
Reply
------------------
Речь не о выборе, а о другом. Пока тебе не нужно действовать, ты можешь внутри себя, в мысли удерживать оба полюса. Действие обысно не оставляет тебе такой возможности, что-то нужно перестать видеть и учитывать.
И частный интерес Вы напрасно понимаете как шкурный интерес, это может быть, например, сострадание к жертвам действий во имя общего интереса. Как, кстати, у Пушкина к Евгению и его Параше в "МВ".
Reply
Reply
Reply
Reply
Но остаюсь при мысли, что речь не о выборе, а об удержании в мысли целого (что включает и учет частных позиций) или о самозамыкании в частной позиции.
Reply
Reply
Мне и важна соотносительность. И интенция на восхождение к большей общности, достижение того уровня общности, который адекватен мд-ситуации.
Reply
Reply
Leave a comment