Семинар ММК, декабрь 1985 года. Обсуждается книжка вильнюсского профессора Павилёниса про аналитическую философию:
Пинский. Можно брать тексты - скажем соловьевский перевод Канта или письмо Пушкина, или первые три страницы статьи [ГП] про популятивный объект и вот там видишь, что каждое слово (или элементарная цепочка) - оно как-то много весит. Ну
(
Read more... )
Comments 20
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Еще нужна своего рода "набитость глаза" на язык и мыслительые ходы конкретного философа, для этого нужно много его читать, даже без хорошего понимания, держа в голове, что потом все равно не раз перечитывать.
Но это 1) для серьезного изучения, и 2) в особенной степени для особенно трудных философов, типа Гегеля и других немцев. Но в некоторой степени верно и для других.
Reply
Основная мысль ГП в приведенной цитате, имхо, в том, что то, что заслуживает прочтения должно быть прочитано медленно, с заданием максимального числа вопросов..
А что нужно проглядеть быстро или прочитать медленно перед этим - второй вопрос.
Reply
Reply
И потом. В такой коллективной мыслительной работке важен оппонент, тот, кто, с одной стороны, "просвечивает и простукивает" твою мысль на предмет "пустот", "топких мест", а с другой - служит опорой для отталкивания...
Но, конечно, остается, и ценность навыка отделять совсем пустое, на что вовсе не надо тратиться.
Reply
Reply
За этим стоит еще определенная традиция (к которой вовсе не обязательно присоединяться), европейская: диспут, спор. В ММК она специально культивировалась: максимально заострять различия, "не смазывать" их, высказывать возможно жестче. ГП сочувственно цитировал психолога Шеварева, отчасти он считал его своим учителем, который говорил, что всегда спрашивает аспиранта, ПРОТИВ КОГО он будет писать диссертацию. Если тот отвечал, что он не против, а только за, он его не брал.Здесь еще и большевистское: сначала размежеваться, а уж потом объединяться.
Reply
Я последнее время увлеклась медленным чтением дурных людей, мы это много обсуждаем с мужем. Такие бездны открываются! Оказалось, что зла нет самого по себе, а только очень неблагоприятные обстоятельства.
Простите, что в сторону и не совсем по теме.
Reply
Reply
Leave a comment