Средь шумного бала, случайно...

Mar 07, 2021 11:21

Подводя итог обсуждению поста о случайности, выделю три вопроса или возражения, которые заставили меня задуматься ( Read more... )

свобода, случайность, смысл, содержание

Leave a comment

seashellfreedom March 7 2021, 18:07:02 UTC
А почему вы противопоставляете случайность определённости? Ведь вроде всегда была пара случайность/необходимость. Как там у Аристотеля - тюхе и автоматон против ананке. Притом что и тюхе и автоматон, несмотря на то, что это случайное, у Аристотеля суть особые виды причин. Случай, как пересечение двух линий причинности.

Reply

gignomai March 7 2021, 18:12:41 UTC
Случайность, понимаемая онтологически, противостоит детерминизму, т.е. предопределенности события.

Reply

seashellfreedom March 7 2021, 18:31:34 UTC
Да вроде нет. Опять сошлюсь на Аристотеля. Случайность не противоречит причинности. Случайность противоречит необходимости-неизбежности. Например. Человек идёт в магазин (одна причинная линия). На карнизе дома образовывается сосулька (другая причинная линия). И вдруг две эти линии пересекаются-случаются (при этом причинности нигде не рвутся) . Происходит несчастный случай - на голову падает сосулька. Тут нет предопределённости-неизбежности. Тут лишь теория вероятности. Если, конечно, не считать, что некий божественный Субъект вселенского замысла специально повёл человека, как зомби, под сосульку и специально сбил её бедолаге на маковку.

Reply

gignomai March 7 2021, 19:16:54 UTC
Аристотеля знаю плохо, рассуждаю от себя. Опираюсь на Лейбница с его законом основания.
Вы, основываясь на том, что причинные ряды не рвутся, делаете вывод, что случайность не противоречит причинности. Но ведь вопрос стоит не о причинах каждого из совпавших событий в отдельности, а о причине самого совпадения. Если мы признаем это совпадение случайным, то причины у него нету.
В моем понимании необходимость и предопределенность в отношении событий (мы сейчас не о логике) - это одно и то же. Тому, что с необходимостью должно произойти, предопределено произойти.
В качестве альтернатив этой предопределенности-необходимости выдвигают свободу (основание в свободном произволении какого-то субъекта) и случайность (отсутствие основания).
Мой посыл - в том, что онтологической случайности быть не может - по закону основания. За случайность мы принимаем ситуацию неизвестного нам основания.

Reply

seashellfreedom March 7 2021, 19:51:38 UTC
Насчёт Лейбница с его законом достаточного основания это интересно. Как известно, Лейбниц много заимствовал у Аристотеля, вопреки тогдашней интеллектуальной моде. Тут бы покопаться в истории вопроса, как аристотелизм у Лейбница связан с законом достаточного основания. Я не готов сразу ответить на это. Ну да Бог с ним пока.
Насчёт причины самого совпадения. Так ведь две причинные линии и привели к их случаю. У Аристотеля это так и называется причина по совпадению. Выходит, что случай вполне причинен, но у случая две причины, а не одна (это опуская аристотелевское учение о четырёх причинах, поскольку оно о другом). Случай и совпадение в такой оптике это одно и то же. Другое дело, что это совпадение не необходимо.

Reply

gignomai March 7 2021, 20:00:45 UTC
Так я согласен, что сумма причин - вполне основание. Но тогда это не случайность. Если это физические причины, то у них должна быть в анамнезе общая причина, физический мир детерминирован (квантовая физика просто не доработала своё). Тогда это было и предопределено, и необходимо.
Или ищите волю.

Reply

seashellfreedom March 7 2021, 20:23:10 UTC
То есть вы считаете, что теория вероятностей и принцип неопределённости это всё недоработки?

Reply

gignomai March 7 2021, 21:38:36 UTC
Теория вероятностей - это прекрасный инструмент для работы с явлениями, которые нам сподручно так описывать для наших задач. Не будем же мы рассчитывать процессы в юольшом множестве через измерение каждого отдельного его элемента. С принципом неопределенностей дело посложнее, но ведь и там, мне кажется, дело в невозможности пренебречь влиянием наблюдателя, а не в объективных свойствах самой частицы.

Reply

seashellfreedom March 7 2021, 23:24:01 UTC
То есть, если я правильно вас понял, вы отказываете теорверу и принципу неопределённости в онтологичности?

Reply

gignomai March 8 2021, 18:56:08 UTC
Как понимать онтологию. О том, какова реальность на самом деле, мы знать не можем. Если понимать онтологию так, как ее понимают в методологии, т.е. как полагаемую в рамках решаемой задачи онтологическую картину, то для многих задач она вполне может быть вероятностной. Но в предельной онтологии им места нет.

Reply

alexandrg March 8 2021, 14:33:59 UTC
+++В качестве альтернатив этой предопределенности-необходимости выдвигают свободу (основание в свободном произволении какого-то субъекта) и случайность (отсутствие основания).+++

Если свобода - это основание для свободного произволения, то случайность - это (точно так же) основание для случайного произволения/события.

Reply

gignomai March 8 2021, 18:58:15 UTC
Вот этого не могу принять.
Должен, правда сказать, что относительно встречи двух свобод Вы убедили меня пересмотреть свою позицию. Пока не готов к окончательной формулировке, но она будет не той, что раньше.

Reply


Leave a comment

Up