Продолжая понемногу вычерпывать список рекомендованных мне к просмотру фильмов, посмотрели вчера «Два папы» (от
alexandrg). С точки зрения искусства - восторг! Потрясающая игра актеров: два старика (оба старше меня!), папа Бенедикт XVI и вначале будущий, а в конце и ставший папа Франциск, беседуют - заинтересованно, но настороженно, подшучивая друг над другом, временами сдерживая раздражение, но в целом сохраняя мудрое спокойствие… Оба мудры, оба преданы Церкви и тревожатся о ее положении в мире, но один смотрит в прошлое и думает о том, как сохранить, уберечь, а другой проникнут сознанием необходимости перемен, движения навстречу меняющемуся миру.
Да, фильм - откровенно апологетический в пользу Франциска. Это его торжество - над его же собственным прошлым («я меняюсь»), над косностью Церкви и ее нежеланием каяться за прошлые и продолжающиеся пороки, над своим собеседником, который в конце (как вы знаете, уходя досрочно на покой) вынужден тоже сказать: «Я меняюсь».
А вот теперь - вопросы.
Папа Франциск - довольно контроверзная фигура, вызывающая у одних восхищение, у других (почитайте
edgar_leitan) чуть ли не ненависть. И я не стану участвовать в этих прениях. Но вот что занимает меня в отношении этого фильма. В нем нет сколько-нибудь серьезного обсуждения всех этих вопросов, вызывающих размежевание - ни священнического целибата и отношения к абортам или гомосексуализму, ни проблемы массовой миграции, ни «братания» Папы с иноверцами вплоть до самых экзотических… Их (не всех) едва касаются в своих диалогах два старца. И различие позиций, фактически, представлено как различие склонностей, как особенности личности того и другого, иногда, пожалуй, как разница вкусов - ну, любит Бенедикт на латыни беседовать, а Бергольо это в тягость…
Итог фильма - всем люб Франциск, даже и его оппонент влюбляется в него, что говорить о нас, зрителях. Так вот в чем вопрос для меня: это - аргумент?