Обсуждение
казуса Виссариона выявило вопрос, который мне хочется обсудить отдельно, не отягощенным конкретными, недовыясненными обстоятельствами, отношением к нелепостям "учения" и общей, имеющей под собой основания подозрительностью в адрес "сект". Оставим это, тем более, что повлиять на события не в нашей власти.
Но вот что я подумал. Будь мне вдвое меньше лет, я вполне допускаю, что меня привлекла бы идея организовать общину. Собрать людей, близких "по духу", не обязательно единомышленников и единоверцев, но близких доверием друг другу, общим интересом к самому поиску оптимальных форм совместной жизни, вообще, поиску истины. Можно было бы и целенаправленно искать участников с дополняющими друг друга знаниями, способностями и навыками. Сообща вырабатывать нормы сосуществования и кооперации. Ну, в этом направлении много еще чего можно надумать. И многому поучиться - в истории монастырей, толстовских и других общин, израильских кибуцев, гессевой Касталии, да и у тех же виссарионовцев.
А как бы мы там семинарили!
Конечно же, встает вопрос об отношениях с "большим" обществом и с государством.
Но в чем, собственно, проблема? Разумеется, должны соблюдаться государственные законы и выполняться членами общины гражданские обязанности. Платите налоги, если получаете доход. Пришел срок - отслужите в армии, а потребовалось - ступайте защищать страну от врага. И так далее.
Существует ли проблема отделенности, замкнутости - то, в чем обычно обвиняют "секты"? Да, пожалуй. Но это как с семьей. История, как мне напомнили в том обсуждении, знает разные формы и степени как подконтрольности семьи обществу и государству, так и независимости от него. У нас (в стране, да и в мире) и сейчас затянувшийся период поиска равновесия между этими тенденциями, и заинтересованная часть общества разделена в вопросе о том, когда и насколько можно вмешиваться во внутрисемейную жизнь. Но какое-то решение, надо полагать, найдется. И, так или иначе, на право жить семейной жизнью и иметь внутри семьи отношения и распределение обязанностей своё, отличающееся от отношений между гражданами общества, не связанными такими отношениями, никто вроде не посягает.
Почему же на сходных основаниях не существовать общине?