(Untitled)

Apr 28, 2020 13:11

И все-таки, и все-таки...
Да, нужен реализм. Да, мечта - ложь. Но только потому, что не на своем месте.
Идеал, мечта - маниловщина! - законный инструмент мышления, необходимый в арсенале.

Read more... )

мечта, воображение, идеал, бормочу, мышление

Leave a comment

trita April 28 2020, 10:16:29 UTC
Реализм обусловлен познанием реальности, познание реальности ограничено восприятием, восприятие людей представляет очень широкий спектр, где наивысший диапазон доступен наименьшему количеству "реалистичных идеалистов". Реализм же "демократический" это пока был и есть материализм, помноженный на индивидуализм, производный от эгоцентризма.

Reply

gignomai April 28 2020, 10:25:04 UTC
В такого рода обобщающих суждениях я практически всегда с Вами согласен. У нас только разные перспективы (и, отсюда, различия в "оптике"): Вы смотрите "сверху", с точки зрения Бог весть как полученного знания о целом, я пытаюсь углядеть то, что брезжит мне "внизу"...

Reply

trita April 28 2020, 15:31:13 UTC
Если бы это было так, то рациональным с вашей стороны было бы спросить меня, что реалистично, а что нет. Но вы ведь не спросите, потому что это не так )

Reply

gignomai April 28 2020, 15:37:37 UTC
А что именно, по-Вашему, "не так"?
По конкретным темам Вы многократно давали оценку "реалистичности". Здесь же мне важно другое: наметить для себя ту прореху в "демократической реальности", сквозь которую можно подглядеть нечто более "аристократическое".

Reply

trita April 28 2020, 17:29:18 UTC
"Не так" реалистичность оценки разницы вашего и нашего. Это как раз хороший пример того, что реалистична для человека только собственная точка наблюдения за реальностью. Ну вот реальность у нас вроде как одна на всех, однако вам нужна собственная "прореха". Аналогично и говоря обо мне, вы не обо мне говорите, а в лучшем случае о себе в идеалистическом смысле, то есть опять же намечая свою перспективу на моём примере. А если бы я был "так" как вы и говорите -- вы бы у меня и спросили где прореха, а я бы ответил. Казалось бы, какая простая мысль, но в том и фокус психологии )

Reply

gignomai April 28 2020, 18:06:10 UTC
Вы как-то странно для меня поняли "прореху". Я-то имел в виду именно "собственную точку наблюдения за реальностью". И, увы, не вижу возможности полностью из нее выскочить. Я могу - при условии определенного опыта, знаний и силы воображения - попытаться выйти с т. зр. другого, и это нужно делать, но, трезво отдавая себе отчет, в негарантированности результата.
Спросить-то я могу и с готовностью послушаю ответ, но он про ВАШУ прореху будет, и не факт, что я через нее что-то увижу, даже с помощью Вашего сообщения об увиденном. Путь-то от прорехи к прорехе у каждого свой.

Reply

trita April 28 2020, 18:20:54 UTC
Путь у каждого свой формально, с точки зрения ботинок, а принципиально путь у всех один, он же три, семь, двенадцать -- это пожалуй максимум актуальных дифференциаций, больше уже лишнее, и то лишь во времени, локально, а вне времени путь ровно один, по аналогии "родился - учился - женился".

В том то и фокус психологии, повторю, что спросить вы как раз и не можете, хотя умозрительно такую возможность, конечно, допускаете. Для того, чтобы спросить (натурально, не надуманно), как минимум сперва нужно перестать воспринимать "себя" и "меня" как нечто обособленное, идущее своими путями и своими прорехами, а потом уже смотреть на пути и прорехи как наш совместный процесс.

Только не подумайте, что я в путеводители напрашиваюсь, совсем нет. Мне интересна всё та же тема, психологическая, как человек соотносит свои же мысли со своими действиями.

Reply

gignomai April 28 2020, 18:39:06 UTC
Так вот опять то же различие перспективы-оптики. Вы знаете, что есть столько-то путей (можно, наверное, сказать, что в сущности один), но это так, для тех, кто вступил на этот путь - так относительно их самих и всех других. А для тех, кто блуждает в поисках пути, дело не так обстоит. И, по мне, так это не психология, а что-то другое, более объективное. Вы правы, начать Вас спрашивать о Вашем пути и Ваших прорехах как о единственных, безальтернативных, значит принять их за свои. Но основания?

Reply

trita April 28 2020, 18:52:26 UTC
Я прав, что понимая путь как "свой", меня вы можете спрашивать аналогично только о моём пути, а в этом действительно нет резона, потому вы и не можете спросить. Я ведь о том и говорю, что в нынешнем вашем отношении к "я" и "не-я" такие вопросы были бы иррациональны. Но прав я её и в том, что ваше предположение "Вы смотрите "сверху", с точки зрения Бог весть как полученного знания" это опять же ваша точка зрения на меня, и по сути это домысел. Своё знание я получил ровно тем же одним путём, снизу вверх, но этот факт именно что психологическое препятствие для всех идущих следом, вовсе не логическое, логически тут всё совсем ведь просто, никаких противоречий.

Reply

gignomai April 28 2020, 19:15:19 UTC
Все так и иначе, думаю, не могло быть. Но вот что, есть такое правило методологическое, мне очень близкое: высказывая какие-то мысли, одновременно предъявлять "леса", путь, которым к ним пришел. Мне было бы очень ценно понять, как Вы пришли в своему нынешнему знанию. И это не праздное любопытство, для меня это было бы подспорьем в собственном мышлении, независимо от того, прийду ли я туда же, куда пришли Вы.
Как это было у Вас "снизу вверх", как Вы пришли к чтению АБ и готовности следовать этим путем?

Reply

trita April 28 2020, 19:25:13 UTC
Так а я ж не могу ответить на этот вопрос так, как вы его поставили, в такой постановке снова есть мой путь и ваш, и в таком контексте обсуждение может иметь некую протяжённость, конечно, но напряжённости в нём не будет.

В качестве ответа (и это именно ответ) я вынужден буду спросить: а что вы имеете против того, что "человек" есть нечто в корне универсальное, и "путь человека" методологически так же универсален, вне зависимости от формальных различий, которые не принципиальны?

То, что вы "против" такой простой мысли, я вывожу из постановки вашего вопроса, и по сути и по лексике.

Reply

gignomai April 29 2020, 06:16:49 UTC
Так в этом же и различие - оптики, а тем самым и увиденного через нее пути, - что Вы прилагаете характеристики "формальный", "не принципиальный" к тому, что мне видится иначе.
Вот Вы в Петербурге, как я понимаю, а я под Москвой - для чего-то это принципиально, а для чего-то нет (для нашего вот этого разговора). А вот то, к чему относился мой вопрос: как Вы встретились с АБ, ее книгами, почему предпочли их читать, а не что-то иное, в каком направлении Вы высматривали для себя важное и т.д. и т.п. Ясно, по-моему, что у меня это было иначе (у меня, кстати сказать, стоят на полке несколько книг АБ, купленных, когда я готовил к изданию работы Е.Л.Шифферса, который широким неводом всяческий "оккультизм" захватывал в свою лабораторию).
Думаю, правда, что, когда Вы говорите о "методологической универсальности" человеческого пути, Вы имеете в виду не эмпирию, а норму: каким ему, пути, следует быть ради того, что традиционно именуется "спасением". Но ведь и тут есть "путь к обретению Пути", и он-то у каждого свой...

Reply

trita April 29 2020, 08:21:38 UTC
Можно проще пример взять. Захотели вы достигнуть мастерства в игре на фортепиано. Это вполне определённая компетенция, требующая вполне определённых достижений и как следствие вполне определённых универсальны методов. Я вам говорю, что путь к этой вершине один, а главное понять принцип достижения, универсальное, общее целое, а уже потом вы этот принцип применяете в своей конкретно эмпирике, с поправкой на свои ветра. Тот факт (естественный), что эта ваша специфика имеется, он ни как не влияет на универсальность принципа, не отменяет его, не способен подменить ( ... )

Reply

gignomai April 29 2020, 08:50:34 UTC
Здорово!
Но, думаю, Ваши примеры не проходят. Обучение игре на фортепьяно, как и много других вещей, утвердившихся в нашей общей культуре, действительно для нас универсальны - зачем изобретать велосипед? А то, что является предметом обсуждения, есть область "неясного и нерешенного". Смотрите. все пособия и методики по обучению игре на фортепиано учат примерно одинаково, а учителей жизни. пророков много и учат они разному. АБ и Тибетец - одни из многих.
И если уж из музыки брать пример, то у Баха был свой путь, а у Моцарта - свой, и притом н в деталях их пути разнились, а в существенном.

Reply

trita April 29 2020, 09:23:31 UTC
Вот тут мы с вами и не сходимся, а почему -- это другой вопрос ( ... )

Reply

gignomai April 29 2020, 09:48:47 UTC
Да, замечательно, что мы пришли к такой ясной формулировке различия позиций. С методологической точки зрения это - ценность.
Я, думаю, что вполне точно понимаю Вашу позицию. В ней несомненно "тембр" более высокого притязания, возможно, я еще успею при жизни подняться до той же меры.
Но ведь и "путешествование" должно быть в принимаемой Вами картине предуготовлено прошлым. Для чего-то же рождается "путешественник"...

Reply


Leave a comment

Up