Leave a comment

gignomai September 22 2019, 14:26:23 UTC
Сомневайтесь, пожалуйста - это приветствуется, я не ex cathedra вещаю.
А я поясняю. Акцент не на том, известно ли про объект. Может быть известно, может быть - нет, если это объект исследования. Важно, что организация деятельности, ее средства и методы могут обсуждаться независимо от того конкретного объекта, в отношении которого эта деятельность будет осуществляться. Разработка, изложение и преподавание методов столярного дела, физического исследования или толкования текстов - иное дело, чем сами эти виды деятельности.

Что касается догматом, то Ваше возражнение мне понятно, я и был 100%-но уверен, что Вы этого не примете, во всяком случае, сходу :)) Ваше понимание общепринято, и форма догматов, очевидным образом, онтологическая. Но всегда ли изображение, словесное или иконическое, действительно имеет целью показать, каков объект? Очевидно, нет.
В пользу того, что здесь именно тот случай говорит следующее:
1) Догматы явно, открыто построены на противоречии. Если расширить предмет, то апофатическое богословие Ареопагитик - тем более подчеркивает невозможность описать Бога каков Он есть. Человеческими средствами - но других у нас и нет.
2) Благая Весть - это не наука, оно "перформативно", нацелено на преображение вроспринявшего ее человека. Христос воистину Путь, Истина и Жизнь - разве это похоже на изображение "объекта Христос". То же, высказываю я догадку, и догматы.
А каноны, заповеди, уставы - это то немногое, что удается перевести в императивную форму.

Reply

alexandrg September 22 2019, 15:00:11 UTC
+++Важно, что организация деятельности, ее средства и методы могут обсуждаться независимо от того конкретного объекта, в отношении которого эта деятельность будет осуществляться.+++

Только в том случае, если этот КОНКРЕТНЫЙ объект принадлежит к какому-то более-менее известному ТИПУ объектов. При этом, чем меньше о данном типе известно, тем менее содержательным будет обсуждение.

+++Ваше понимание общепринято, и форма догматов, очевидным образом, онтологическая.+++

Т.е. Вы полагаете, что Церковь неправильно понимает характер собственных догматов?))

+++Но всегда ли изображение, словесное или иконическое, действительно имеет целью показать, каков объект? Очевидно, нет.+++

Очевидно, что между образом и первообразом должно существовать какое-то сходство. Иначе с чего бы первому называться образом? И понятно, что образ может создаваться с разными целями, но если нет сходства, то он просто не будет образом.

+++1) Догматы явно, открыто построены на противоречии.+++

Противоречии между чем и чем?

+++Если расширить предмет, то апофатическое богословие Ареопагитик - тем более подчеркивает невозможность описать Бога каков Он есть. Человеческими средствами - но других у нас и нет.+++

Догматы - это катафатическое богословие, рационально оформленное Откровение. Апофатика же говорит о невозможности познать Бога-в-Себе, сверх того, что Он Сам о Себе открывает.

+++2) Благая Весть - это не наука, оно "перформативно", нацелено на преображение вроспринявшего ее человека. Христос воистину Путь, Истина и Жизнь - разве это похоже на изображение "объекта Христос". +++

«Путь», Истина и Жизнь» - это и есть описание объекта по имени Христос. Просто это не столько догматический, сколько образный язык.

Reply

gignomai September 22 2019, 15:39:18 UTC
Вы полагаете, что Церковь неправильно понимает характер собственных догматов?))
---------------
Во-первых, Церковь то, что Она как целое полагает, в догматах и ваыразила. Толкования принадлежат богословам разной степени авторитетности.
Во-вторых, я, как уже писал, высказываю свое частное понимание. И заметьте, еретиками объявляли тех, кто посягал на догматы, изменял их, чего я отнюдь не делаю.
В-третьих, в самом догмате никак не сказано, как его применять. А изобразительно-описательная форма здесь не указ. Но, судя по тому, что Вы ниже пишете про слова Христа о Себе, у нас сама оптика или слух разные. Вы, наверно, и в черепе с костями на банке с ядом увидите "онтологию" :))

Противоречии между чем и чем?
----------
Между логически несовместимыми характеристиками.

«Путь», Истина и Жизнь» - это и есть описание объекта по имени Христос. Просто это не столько догматический, сколько образный язы
-------------
По-моему, ссылка на "образность" - это уход от очевидного смысла. Это про то, как жить.

Reply

alexandrg September 22 2019, 16:49:48 UTC
+++Во-первых, Церковь то, что Она как целое полагает, в догматах и ваыразила. Толкования принадлежат богословам разной степени авторитетности. +++

Не понял, при чем тут толкования. Вы вроде сами признали, что мое понимание «общепринято, и форма догматов, очевидным образом, онтологическая». Но если так, то из чего же следует, что догматы «не имеет целью показать, каков объект»? Как раз эту цель они и имеют.

+++И заметьте, еретиками объявляли тех, кто посягал на догматы, изменял их, чего я отнюдь не делаю. +++

Если Вы хотите сказать, что догматы истинны, но «на самом деле» ничего не описывают, то это будет, конечно, не ересь, а абсурд.

+++В-третьих, в самом догмате никак не сказано, как его применять. А изобразительно-описательная форма здесь не указ.+++

А я разве что-то говорил о том, КАК догматы надо применять? Или я возражал против того, что их в принципе можно как-то применять? Я лишь сказал, что догматы - это именно «изображения объектов». А что касается их «жизнеорганизующего применения», то это просто дополнительная (к описательной) функция. Загляните, например, в «Догматику» митр. Макария - там чуть ли не в каждом разделе есть параграф «нравственное приложение догмата»))

+++Но, судя по тому, что Вы ниже пишете про слова Христа о Себе, у нас сама оптика или слух разные. Вы, наверно, и в черепе с костями на банке с ядом увидите "онтологию" :))+++

А Вы не увидите и спокойно из банки отхлебнете?))
«Череп с костями» - это же просто символический эквивалент слову «яд». А слово «яд» указывает на то (=описывает), что содержимое банки обладает опасными для человека характеристиками.

+++Между логически несовместимыми характеристиками.+++

Какими именно? Я просто не понимаю, о чем Вы говорите.

+++По-моему, ссылка на "образность" - это уход от очевидного смысла. Это про то, как жить.+++

Так ведь «как жить» вытекает из того, кто такой Христос. Из того, как Он себя описывает.

Reply

gignomai September 22 2019, 17:29:29 UTC
слово «яд» указывает на то (=описывает), что содержимое банки обладает опасными для человека характеристиками.
---
А слово «яд» указывает на то (=описывает), что содержимое банки обладает опасными для человека характеристиками.
------

Ну, разумеется, все можно во все преобразовать. И заповедь "любите друг друга" можно представить как описание идеальных отношений между людьми.
Моя мысль состояла в том, что 1) сама форма - опимсание/предписание - не всегда является определяющей для применения - познавательного или деятельного, 2) описательная форма догмата не дает (на мой частный взгляд) возможность продолжать познание "объекта", но в то же время может служить другой цели - жизнестроительной.

Reply

alexandrg September 22 2019, 19:20:53 UTC
+++Ну, разумеется, все можно во все преобразовать.+++

Я так не думаю)

+++И заповедь "любите друг друга" можно представить как описание идеальных отношений между людьми.+++

Описание и предписание - это все-таки принципиально различные типы высказываний. А слово «яд» и изображение черепа с костями - это разные формы описания.

+++Моя мысль состояла в том, что 1) сама форма - опимсание/предписание - не всегда является определяющей для применения - познавательного или деятельного,+++

Не думаю, что тут уместна строгая дизъюнкция: из описания вполне можно вывести какие-то предписания и наоборот. Но вот удалить из описания его описательное содержание точно нельзя)

+++2) описательная форма догмата не дает (на мой частный взгляд) возможность продолжать познание "объекта", но в то же время может служить другой цели - жизнестроительной.+++

Другой цели служить, несомненно, может - с этим никто и не спорит. А что касается дальнейших возможностей познания, то, полагаю, догматы (как и аксиомы) вполне допускают возможность аналитического вывода из них каких-то дополнительных утверждений.

Reply

gignomai September 22 2019, 19:23:07 UTC
вот удалить из описания его описательное содержание точно нельзя)
----
"Описательное содержание" - это род знания. Знание может быть для дальнейшего познания (описательное знание), а может быть для действия. Может быть и для того, и для другого. Так вот, я считаю, что определяется это не формой, а возможностью использования, которому форма может и не соответствовать. А по-Вашему все определяется формой.
Вот еще пример: плакат. "А ты записался добровольцем?". По форме это вопрос, но странно было отвечать на него как на анкету...

Reply

alexandrg September 22 2019, 20:33:34 UTC
+++Знание может быть для дальнейшего познания (описательное знание), а может быть для действия.+++

А в некоторых случаях может быть и самодостаточным - без всяких «для».

+++Так вот, я считаю, что определяется это не формой, а возможностью использования, которому форма может и не соответствовать.+++

Полагаю, это определяется не формой и не «возможностью использования», а решением конкретного субъекта. Возможности использования - это рамки его выбора, а от формы самого высказывания они вообще не особо зависят.

+++А по-Вашему все определяется формой.+++

Не, я такого не утверждал.

+++Вот еще пример: плакат. "А ты записался добровольцем?". По форме это вопрос, но странно было отвечать на него как на анкету...+++

Не понял. Примером чего именно это для Вас является? Если примером того, что вопросительное высказывание в определенном контексте может выполнять еще и роль побудительного, то кто ж с этим спорит.

Reply

gignomai September 22 2019, 20:54:28 UTC
может быть и самодостаточным
-----
этот случай я не рассматриваю :)

это определяется не формой и не «возможностью использования», а решением конкретного субъекта. Возможности использования - это рамки его выбора, а от формы самого высказывания они вообще не особо зависят.
-----
Если субъект разумен, то его решение (реакция на высказывание) определяется формой и содержанием высказывания (плюс еще чем-то, что нам сейчас не важно). Так вот я обсуждаю, когда чем.

еще и роль побудительного
----
в данном случае исключительно побудительного, поэтому я и привел этот пример

Reply

alexandrg September 23 2019, 19:03:46 UTC
+++Если субъект разумен, то его решение (реакция на высказывание) определяется формой и содержанием высказывания (плюс еще чем-то, что нам сейчас не важно).+++

Странное утверждение. Если субъект разумен, то его реакция определяется его разумом. Но я не понимаю, какое отношение этот вопрос имеет к описательному характеру догматов. А с тем, что догматы могут иметь и какое-то прикладное применение, повторюсь, никто не спорит.

+++данном случае исключительно побудительного, поэтому я и привел этот пример+++

Данный тип высказываний называется вопросительно-побудительным. А «исключительно побудительные» предложения - это просто побудительные)

Reply

gignomai September 24 2019, 05:38:13 UTC
Мы уперлись в то что Вы не признаете возможность несоответствия формы содержанию, а для меня такая возможность вполне нередкая, в том числе в приводимых мною примерах.

Reply

alexandrg September 24 2019, 10:10:10 UTC
Вы опять приписываете мне то, чего я не утверждал.

Reply

gignomai September 24 2019, 11:12:57 UTC
Т.е. Вы отрицаете это несоответствие применительно именно к догматам? И в других приводимых мною примерах? А можете привести пример, где по-Вашему в описательной форме предъявляется перформативное содержание?

Reply

alexandrg September 24 2019, 16:19:10 UTC
Применительно к догматам я никакого несоответствия точно не вижу.

В примере с добровольцем имеется не столько несоответствие, сколько дополнительный контент. Вопрос там ведь дополняется побуждением, а не исключается им.

Именно перформативное? Мы вроде про описания и предписания говорили.

Reply

gignomai September 24 2019, 20:00:30 UTC
Ладно, временно отступаю. Предлагаю понимать это как мой личный выбор в пользу не теоретического, а практического отношения к догматам. Концептуальную сторону надо додумывать.

Reply


Leave a comment

Up