Климент 6: крещение к бессмертию

Apr 20, 2008 18:29

В процессе перечитывания перевода мне все время хочется что-нибудь выписать и (или) пересказать для неленивого читателя, которому еще долго придется ждать издания книги. Но логическая вязь столь непроста и филигранна, а привлекаемый материал столь обширен и многообразен, что вычленить обозримый, вмещающийся в формат ЖЖ кусок очень трудно. Поэтому выхватываю какое-нибудь примечаньице с атомарной мыслью, допускающей восприятие вне контекста. Вот, например, прим. 95 из гл. 2:
Климент мог иметь в виду тождество пророка Богу, подразумеваемое первым лицом единственного числа в ветхозаветных прорицаниях. В Str. 6.49.2 он утверждает, что это Господь произносит слова Пс. 15:9-11 от лица (εκ πρoσώπoυ) Давида, и что Он точно так же присутствует в лице всякого, кто спасается верой в любое время от сотворения мира.
О чем речь?
О том, что (обоснование, разумеется, за пределами этого примечания, ему, по существу, посвящена вся глава, а отчасти и другие главы) для Климента Боговоплощение есть не однократный акт, а пронизывающий всю историю и превращающий ее в "историю спасения" поступательный процесс, так что Логос воплощался до "события Христа" в ветхозаветных пророков и праведников и продолжал воплощаться после в апостолов, учителей и святых (человеколюбивый Бог всегда облекает Себя в человечество для спасения человеков - прежде в [человечество] пророков, ныне в [человечество] Церкви).
Поскольку же осуществляется Боговоплощение через крещение, Богопознание (христианский гнозис) и обожение, единым опытным коррелятом которых является просветление Божественным Светом, то... Крещаясь - просветляемся, просветляясь - усыновляемся, усыновляясь - совершенствуемся, совершенствуясь - становимся бессмертными...
В Крещении, по Клименту, человек СТАНОВИТСЯ СОВЕРШЕННЫМ, однако остаться в этом состоянии невозможно без аскетического усилия души: не ослабляй напряжение души.

обожение, Боговоплощение, крещение, Климент Александрийский, просветление

Previous post Next post
Up