Из семинара августа 2009:
Г: Есть еще одна тема, которую мне хотелось бы здесь обсудить. Я обозначил ее - условное, очень уязвимое название - «Методология веры».
Т: Это совершенно не понятно
М: Нет, мне понятно.
Г: Т., я уже пытался вам объяснить, что я имею в виду…
Т: Чем больше вы поясняете, чем больше я это слышу, тем меньше я понимаю. Давайте, я переведу это на более понятные, хотя и не уверена, что не запутывающие дело рельсы… Есть женщина, вы ее любите. И вот совсем другой вопрос: когда человек начинает интересоваться техниками ухаживания, тем, что называется «пикапингом» - это про то, как знакомиться, сексуальными позициями, основами рационального ведения дома и хозяйства и прочей всей фигней...
Г: Не проходит аналогия. В религии все не так просто. Потому что существует Церковь, существует литургическая жизнь, существует приходская жизнь, существует социальная доктрина церкви, существует религиозное образование...
Т: Но почему вы это называете методологией веры?
Г: Ваша аналогия была бы справедлива, если бы на место женщины поставить Христа - вот ты любишь Христа, и из этого все вытекает, или ты начинаешь, как вы говорите, пикапингом заниматься, пытаетесь его где-то подцепить… Но реально-то все это не так...
Т: В какой-то момент вы договорились до того, что вы не знаете, верите вы или нет. Вот тут уж я совсем возмутилась.
Г: А вот, вы понимаете, как - я ведь не знаю что такое вера…
Т: Так вот в этом смысле мой пример - правильный. Если вот сидит юноша, и он еще не знает - то ли он любит девушку, то ли он не любит девушку, но она ему очень нравится… Ну пусть он погуляет с ней и определится в своих чувствах (смеется) и потом разговаривает с девушкой…
М: Как он может определиться, если он не знает, что такое любовь…
Т. смеется.
Г: Дело в том, что любовь - чувство непосредственное, а с верой в нынешнем моем состоянии все настолько усложнилось, что я действительно не понимаю, что это такое - что такое вера. Ведь это слово имеет некоторые простые смыслы, которые сюда не приложимы совершенно. Есть вера-доверие, я доверяю кому-то, есть вера-убежденность в чем-то, есть вера, почти неотличимая от надежды…
Т: У меня ощущение, что вы выстраиваете ситуацию, в которой вера исчезает за лесом рефлексий. Вы теперь столько вокруг нее построили, что где она там уже не раскопать.
Г: Но даже, если так, проблема-то все равно остается… Из такой ситуации просто вернуться немыслимо.. Я эти рефлексии строил на протяжении десятилетий. Надо искать выхода из этой ситуации.
Т: Выходом из этой ситуации является деконструкция этих рефлексий. Не веры должна быть методология, а вот эти рефлексии ваши надо класть как объект и разбирать их, из чего они построены, и класть на место…
Г: Но работа-то все равно предстоит…
Т: Я понимаю. Но тогда это называется не «методология веры».
Г: А я сразу сказал, что название уязвимое…
Т (смеется): Там не только название уязвимое…