ГП в докладе на семинаре 10 ноября 1969 года говорит об интеллигентских иллюзиях, от которых нужно избавляться:
[Существует] иллюзия демократизации и массовости - философии, науки, искусства и т.д. От этой идеи сильно отличается идея культурного уровня, цивилизованности.
Был принцип всеобщей грамотности, и он автоматически переносился на то, что все должны заниматься философией, наукой и т.д. И чем в больших размерах, тем лучше.
Я обсуждаю проблему в следующей форме. Имеется определенная профессионализация: наука, искусство, философия суть определенные профессиональные деятельности. Начиная с определенного момента, философия, наука и пр. стали профессиональными деятельностями. … И подобно тому, как мы должны читать и писать, мы формулируем принцип, что все должны заниматься этими деятельностями, что наука, искусство и т.д. должны быть функциями, отправлениями деятельности все большего числа людей. … То есть я обсуждаю вопрос о профессионализации и ее основаниях. В частности, вопрос о том, что дает демократизация определенных профессий - философии и т.д. Пока можно сказать только то, что демократизация этих видов деятельности приводит к их уничтожению. Очевидно, что какое-то расширение должно быть, но не по массе, не по материалу, а функционально в соответствии с развитием и расширением структуры общества. …
Я здесь акцентирую внимание на том, что демократизация занятий философией, наукой и искусством выдается за идеал человека будущего. Тем самым признается общечеловеческая ценность такого рода занятий, что на мой взгляд является иллюзорным. …
Розин. Тогда у тебя получается, как у Гегеля. Есть элита, состоящая из личностей, которые решают свои личностные проблемы, а есть основная масса, судьба которой в другом - быть органами социума.
Щедровицкий. Сначала ты обвинил меня в том, что у меня нет личности. Я показал, что есть. Теперь ты обвиняешь меня в том, что при таком понимании личности лишь очень немногие будут личностями. Да, немногие. Но что я могу сделать? Ведь раз так, то вопрос стоит не о том, чтобы все занимались наукой и стали благодаря этому личностями, а в том, чтобы всех поднять до уровня понимания сложившегося положения и таким образом сделать их личностями. А будут личностями столько народу, сколько будет. …
Задача обеспечения социума идеалами и знаниями по организации социального действия является функцией интеллигенции как органа социума. Поэтому она должна поменьше заботиться о своей ответственности перед народными массами, перед всемирной историей, хотя она должна это делать, а побольше выполнять свое назначение - вырабатывать идеальные представления для организации социального действия.
Итоговый доклад Г.П.Щедровицкого семинаре ММК (10.11.1969).
Перечитывая это, я услышал здесь некоторое сходство с другим перечитываемым сейчас текстом - Евангелием от Марка:
И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют [более точный перевод: чтобы они … не слышали, не видели и не разумели], да не обратятся, и прощены будут им грехи. …
И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все (Мк. 4:9-13; 33-34).
Нет, я вовсе не хочу представить ГП христианином, не был он им - о другом думал и заботился. Но параллелизм есть: будь то Мышление, будь то Тайна Царствия - не всем, а "имеющим уши"...
"Вопрос стоит не о том, чтобы все занимались наукой и стали благодаря этому личностями, а в том, чтобы всех поднять до уровня понимания сложившегося положения и таким образом сделать их личностями. А будут личностями столько народу, сколько будет" = "Много званых, да мало избранных".
И еще интересно: ГП сам усмотрел это сходство. Из того же доклада:
Идеал демократического общества возникает в противовес христианскому идеалу и разрушает его. Само разделение духовного и материального, которое лежало в основании христианского идеала, делало невозможным демократический проект. Демократизм начинается с утверждения абстрактного тезиса о равенстве возможностей для каждого человека.
Формальный принцип равных возможностей уничтожается его актуализацией, ибо социум обладает разными местами; люди, заполняющие эти места, не равны. Отсюда принцип равенства относится к идее человека, а не к нему самому.