Это из еще одного доклада 1970-х - "Типологическое распредмечивание системного подхода". Речь там о том, что, по утверждению О.Генисаретского, системодеятельностная методология "предметно засорена" за счет неконтролируемого просачивания предметных смыслов, присутствующих в системном подходе в силу его естественнонаучного и технического происхождения. В качестве средства освобождения от этого "предметного сора" О.Г. предлагает развиваемый им типологический метод. Очень интересные доклад и обсуждение, но я выбираю оттуда не генеральную линию, а одно маленькое ответвление, в котором звучит вопрос, очень для меня важный - о духовно-практическом, можно даже сказать религиозном значении методологии - как пути освобождения.
Генисаретский. Начнем с того, считаете ли вы, что методологическое мышление должно быть распредмечено? Если вы не считаете, то дальше обсуждать вопрос засоренности не имеет смысла. Ибо тогда это не засоренность, а оснащенность.
Щедровицкий. Конечно.
Генисаретский. Считаете или не считаете?
Щедровицкий. Я бы хотел знать аргумент в пользу противного.
Генисаретский. Я не могу ничего сказать до тех пор, пока вы как-то не отнесетесь к этому факту остаточной предметности методологии.
Щедровицкий. А у меня открытое методологическое сознание. Я готов принять тезис о засоренности, если вы его обоснуете, или противоположный тезис об оснащенности, если его обоснует ваш противник.
Генисаретский. Нет, какая ваша ценность? Оснащенность или засоренность?
Если сознание открыто, так это - сквозняк, а от сквозняков простужаются.
Щедровицкий. В этом же все дело. Сейчас у меня полный сквозняк, и я постараюсь показать, что ведь с вашей точки зрения вы зря употребляете слово сквозняк. Это-то и есть высшая ценность методологического сознания. Просто я распредметился в тот момент, когда пришел слушать ваш доклад, и готов принять любую инновацию, но только я хочу знать основания.
Генисаретский. Нет. Ведь в такой ситуации от человека всегда что-то требуется. Я вас спрашиваю: хотите или не хотите вы спастись? А вы спрашиваете: а есть ли гарантия спасения?
Щедровицкий. А я не верующий.
Генисаретский. Если не хотите, то зачем вам гарантия?