Р в ММК 17: ОГ о смысле и структуре сознания - эпилог

Jul 19, 2018 11:26

Ну вот, я закончил чтение этого сериала. Что в итоге (предварительном)Главной моей задачей при чтении и разборе этой серии докладов, как и других текстов ОГ, было (и остается) понимание той альтернативной программы развития методологии, которую ОГ (к этому выводу я уже пришел с высокой степенью убежденности) выдвигал и несколько лет упорно ( Read more... )

деятельность, вдохновение, деятельностный подход, Генисаретский, Щедровицкий, онтология, творчество

Leave a comment

trita July 20 2018, 08:50:54 UTC
Почему "безусловно"? Очень даже условно, у нас с вами разные условия бытия и восприятия, как можно требовать их унификации. "Безусловно" -- это произвольное мнение стороннего наблюдателя. Я читал его тексты и имею своё представление о его психотипе. Да вот он и сам чуть выше сказал о себе "Я привык бегать, и самое большое удовольствие я получаю, когда побеждаю" -- довольно характерный текст, но какое это имеет значение? Вопрос ведь не о том смотрел ли кто-то со стороны "всеобщего дела" или побеждал в личной гонке умов, вопрос в том: каковы методологические возможности такого рассмотрения? Этот вопрос вы либо произвольно решаете своим "безусловно", потому что вам лично так надо, либо мы с вами продолжаем спор ОГ и ГЩ, о вторичности деятельностного подхода и невозможности свести методологию к монизму, она станет аморальна.

Требование смотреть с точки зрения "всеобщего дела" вполне определённо ПРОТИВОРЕЧИТ личному самоопределению, задающему перспективу этого смотрения. Это иная компетенция, иной контекст, иной уровень бытия и сознания. Это "групповое самоопределение".

Reply

gignomai July 20 2018, 14:14:10 UTC
Прошу иметь в виду, что все, что я высказываю, есть мое личное суждения, с которым собеседник вправе не соглашаться. "Безусловно" значит, что в высказанном я убежден, что опять-таки не отменяет права со мной не соглашаться.
Сверим наше понимание смысла слов. Для меня точка зрения "всеобщего дела" означает, что человек печется, думает, радеет об общем деле, общем благе, а не о своем частном интересе. Другого смысла у этого выражения я не знаю, сообщите, если знаете.
А вот о том, в чем состоит общее дело, у него должно быть свое, продуманное и прочувствованное суждение - в этом и состоит занятие позиции или самоопределение. Противоположное этому, "групповое самоопределение", могу понять только как следование общепринятым суждениям, суждениям группы, что мне лично представляется порочным.

Reply

trita July 20 2018, 16:52:09 UTC
«Групповое» - это субъективное общее целое (разве по контексту непонятно?), которое «больше суммы частей», как известно. То, что вы окрестили «порочным», имеет отношение не к «групповому», а «коллективному» -- формальной сумме частностей, которая меньше, поскольку является лишь средним арифметическим, средней температурой по больнице. «Групповое» это метафизическое понятие, и потому его нельзя свести к методологии, разве только к метаметодологии (оккультизму), и в этом так же одна из причин означенного «спора».

Вот, кстати, наглядный пример в вашем комментарии про «безусловно» и последующем «праве не соглашаться». Вы мне предлагаете общение обособленных единиц «мнений», каждая из которых якобы имеет право на абсолютизацию, на монизм, но в групповом смысле такого права нет. Пример "группового самоопределения" такой: поскольку целое больше частностей, то всё личное «безусловное» и принципиальное в групповом контексте автоматически становится условным и не принципиальным, то есть оно не может напрямую транслироваться в общее из частного монистического, оно должно быть самоограничено, адаптировано, подчинено. Разве это не логично? Ну какой мне практический смысл от вашей «убеждённости»? Этим вы только указали на личное предпочтение и следом вывели эту тему из универсального группового контекста «дискуссии», превратили её в «спор», ведь в групповом контексте (безличном) ваше «безусловное» вполне себе «условно», оно неопределённо, о чём вы должны знать и с чем должны (по групповой идее) считаться. Говоря «безусловно» вы не принимаете групповых «условий» (несущих вам неопределённость), вы остаётесь «при своём», и вам только кажется, что оставляя кому-то право с этим не соглашаться вы соблюдаете групповые приличия, это канонический самообман «монизма» обособленного сознания, если хотите - можем подробно рассмотреть почему это именно так, что никакого «права» мне вы не оставляете, но вы лишаете «нас» (группу) права обсуждать этот вопрос, выдвигать групповые «условия».

И это только одно слово пересмотренное в контексте "группового самоопределения". А то, что люди думают про своё или чужое «радение об общем деле» так это рационализация. Если метафизическая суть «общего дела» чисто технически остаётся вне сознания (а оно до сих пор остаётся) - то хоть радей, хоть не радей, а будет по-черномырдину: «хотели как лучше...».

Reply

gignomai July 20 2018, 17:39:09 UTC
«Групповое» это метафизическое понятие
------
Вот-вот. Но в реально осуществляемой коммуникации кто представляет "групповое"? Либо коллектив, либо индивид (в данном случае Вы?). Во мне же действует упрямый критицизм в отношении такого рода притязаний (в том числе и исходящим от себя самого).
Так я действительно не вижу оснований отказывать себе и другим в праве самоопределения при условии интенции на всеобщее.
Черномырдин и Ко - не аргумент. У них "как всегда" либо добросовестная ошибка (и тогда это неустранимое из человеческой истории), либо лукавство, скрывающее корысть. Первое и должно быть, за второе бить.

Reply

trita July 20 2018, 20:00:25 UTC
А с чего это следует, что в данном случае я представляю "групповое"? Я только описываю что оно есть в теории, исходя из которой получается, что группового "в данном случае" (нашем с вами) тут нет. Ни я ни вы не можем представлять "групповое", его могут представлять только "мы", и не консенсусом, а "единодушием", что так же есть метафизическое понятие, которое почти недостижимо сегодня "в реально осуществляемой коммуникации". Если этого "мы" нет --- вы, друзья, как ни садитесь, все в групповое не годитесь, и методология ваша лишь концептуализация слепого эмпирического пути проб и ошибок. Оно тоже пригодно, но не может претендовать на "мета" и "моно".

Условие "интенции на всеобщее" на практике как выполнит если нормальным человек "всеобщим" ложно понимает подобие окружающих ему самому самому? Интенции мало, это наука, её можно разработать и изучить, и ничего общего с "монизмом" она почти не имеет.

"Добросовестная ошибка" устранима, или как говорил тот же Патанджали "страдание которое можно осознать -- можно избежать". Раньше это действительно было почти невозможно, ума не хватало, системности, но сегодня -- возможно, это тоже наука, существует уровень безошибочного понимания метода, и сама "методология" по сути лишь первая ласточка достижения "безошибочности" как реальной добросовестности мышления, а не как искреннее динамическое невежество. Но это уровень принципиального "группового" мышления, поскольку только так реализуется принцип "от общего к частному", а не наоборот, от монизма к коммунизму...

Reply

gignomai July 20 2018, 20:31:38 UTC
Оно тоже пригодно, но не может претендовать на "мета"
-------
Всякая мысль претендует. А насколько оправдана претензия покажет Суд (в Ваших терминах Эволюция).

сама "методология" по сути лишь первая ласточка достижения "безошибочности" как реальной добросовестности мышления, а не как искреннее динамическое невежество.
------
Это Вы про что?

Reply

trita July 20 2018, 20:38:07 UTC
Это я про то, что "добросовестная ошибка" устранима из истории, а сама идея методологии есть подсознательный поиск этой безошибочности.

Reply


Leave a comment

Up