Р в ММК 17: спотык

Jul 05, 2018 18:11

Третий день думаю над смыслом термина "логико-онтологический( Read more... )

норма, Генисаретский, сознание, онтология, логика, мышление

Leave a comment

dralkin July 5 2018, 23:27:14 UTC
// Это стандартный логико-онтологический вопрос, с помощью которого мы фиксируем некоторое содержание для его последующего предметного рассмотрения.

Как я понял ОГ из этой серии докладов, "стандартность" логико-онтологического вопроса заключается в том, что первичная фиксация содержания (смысловая фиксация) еще не предполагает никакого деления на логику и онтологию - все это появится позже, во вторичной (?) рефлексии. Но в начале - и логика и онтология "тождественны" в свете некоторого схваченного смысла и в силу "непрерывности" рефлексии. Т.е. в обычной ситуации когда мы что-то делаем, то прекрасно понимаем, что мы сейчас это что-то делаем, т.е. никакого "разрыва" при выходе в рефлексию изначально нет - это как бы естественное состояние. Мы способны что-то сделать, мы это понимаем, соразмеряем свои силы - и делаем без рефлексивного разрыва в свое удлвольствие. А если нам нужен дополнительный анализ наших действий, то это уже следующий этап, второй виток рефлексии - на нем-то и появляются и логика и онтология.
Т.е. о чем спорят ГП и ОГ? ГП сразу берет методологический инструментарий с разработанным понятийным аппаратом и через него делает зарисовку движения ОГ. На что ОГ нервно возражает, мол, у вас ничего не получится, потому что вы сначала смысл ухватите, а потом уже за инструменты хватайтесь.

Reply

gignomai July 6 2018, 12:51:37 UTC
Не, непонятно. Смысл есть смысл - в нем нет ни логики, ни онтологии. А вот как логика может быть онтологией/иметь онтологию? Я вижу только одну возможность: логика, законы правильного мышления, определяются устройством сознания; мышление - это, что совершается по логике, в соответствии с тем, как устроено сознание - а все, что за пределами этого на самом деле не существует. Т.е. примерно та же "логика" за этим, как та, что за утверждением, что зла или смерти на самом деле нет.

Reply

dralkin July 6 2018, 13:25:19 UTC
// А вот как логика может быть онтологией/иметь онтологию?

Но откуда ставится этот вопрос? - Из познавательной установки, против которой (против принятия ее по умолчанию) все время возражает ОГ.

Кроме того, вы говорите, что функциональное описание в итоге д.б. быть представлено как онтологическое описание. Я не согласен (возможно, ошибаюсь). Функциональное описание и онтология есть вещи не связанные. Точнее, они могут быть связаны (как бы "отождествлены") только через отнесение к конкретному предмету. Но в случае мышления (или сознания?) у нас нет такого предмета, кроме нашей СПОСОБНОСТИ думать и действовать. И в этом ОГ видит "непрерывность" рефлексии. Я так понимаю.

Reply

gignomai July 6 2018, 14:54:25 UTC
Я не очень понимаю то, что Вы говорите.
Давайте сверим наши "языки". Что Вы понимаете под логикой?

Reply

dralkin July 6 2018, 19:16:29 UTC
В данной ситуации я понимаю логику так же, как и вы - как "нормативность мышления", которая, как я думаю, обусловлена спецификой языка описания, т.е. тем как именуются (полагаются) объекты и тем как строятся высказывания о них.

Но в логике есть один неустранимый баг (или фича?) - любое высказывание есть высказывание об Одном (о сущем). А это значит, что "тождество" между высказыванием о сущем и самим сущим есть необходимое условие появления какой-угодно логики (как чисто инструментария) и онтологии (как картины бытования сущего).

Как я понимаю ОГ, он НАЧИНАЕТ с тождества - потом расщепляет его на "внутреннее" и "внешнее" относительно смысла - и затем рефлексирует выполненное расщепление: вводит "операцию отождествления". А дальше ГП не дал ему договорить ))

Reply

gignomai July 6 2018, 20:10:13 UTC
Но в логике есть один неустранимый баг (или фича?) - любое высказывание есть высказывание об Одном (о сущем). А это значит, что "тождество" между высказыванием о сущем и самим сущим есть необходимое условие появления какой-угодно логики (как чисто инструментария) и онтологии (как картины бытования сущего).
-----
Давайте (если уж взялись :)) до невозможности не понять.

1) Я понимаю, что любое высказывание любом частном есть высказывание о целом, которому принадлежит частное. Как из этого следует вывод о тождестве (у Вас в кавычках, что это меняет?) между высказыванием о сущем и самим сущим?
2) Я понимаю, что метафизически (и это, кстати, вошло в марксизм) логика, теория познания и онтология "тождественны" в смысле, что взаимно обуславливают друг друга. Но методология построена на растождествлении, распараллеливании бытия и мышления. И ОГ от этого не отказывается...

Reply

на растождествлении, распараллеливании бытия и мышлен noname_rambler July 7 2018, 06:23:28 UTC
методология марксизма (извините)
зачем на ней зацикливаться?

Reply

Re: на растождествлении, распараллеливании бытия и мышл kaktus77 July 7 2018, 09:54:19 UTC
так нету другой :)

Reply

�������� J�R������ 6\l��ta߅m�\� fo����V�� ;t�*.��@P$�(� ��Q���b7Pێ�� � ���n�HE��d��� gignomai July 7 2018, 11:42:30 UTC
Все обсуждение - и там в ММК, и здесь в жж - ведется в рамках методологии, основанной на принципе диспараллелизма мышления и бытия. То, что она генетически связана с марксизмом - факт. Ну и что?

Reply

noname_rambler July 7 2018, 12:18:26 UTC
Ну так любую методологию можно оценить - по её эффективности. Как? Да просто - вспомним ключевую для марксистской методологии фразу: Die Philosophen haben die Welt nur vcrschieden interpretiert, es kommt aber darauf an, sie zu verandern.
А потом выглянем в окно...

Reply

gignomai July 7 2018, 14:15:49 UTC
По-моему, Вы не считаете нужным обсуждать вопрос серьезно.
О том, насколько умно судить о марксизме (опять-таки о чем именно в составе такого сложного явления как марксизм? и о марксизме или о том, что с ним генетически связано?) по тому, что Вы видите за окном (за чьим окном? когда?) я уже не раз высказывался. Коротко: неумно.

Reply

noname_rambler July 8 2018, 07:38:53 UTC
Может и несерьёзно...
Но если сам марксизм в качестве критерия предложил "выглядывать в окно"? (и желательно почаще...)

Reply

kaktus77 July 8 2018, 10:11:41 UTC
Где это такое в марксизме?

Reply

dralkin July 7 2018, 14:56:02 UTC
Попозже отвечу. Пойдем в город сейчас куда-нибудь футбол смотреть.

Reply

dralkin July 8 2018, 12:58:23 UTC
1) "тождество" я написал в кавычках, потому что сделать утверждение о тождестве можно только при взгляде со стороны (с рефлексивной т.зр). И такое высказывание будет проблематичным, если изначальное "тождество" (точнее единство) не предположить. Потому что всегда будет оставаться вопрос: а зачем два имени тогда, если речь об одном?
Можно еще вспомнить Парменида платоновского, где было показано, что категорию тождества не получается применить для единого (которое вот же оно - прямо перед нами!), потому что приходим к противоречию, будто единого (одного, которое вот) вообще нету.

И потом, отношение тождества и отношение часть/целое - это все-таки именно ОТНОШЕНИЯ между чем-то одним и другим. В то время как одно (единое) ни через какие отношения не схватывается.

Важно. Мне кажется, что не нужно понимать единое, как нечто мега-запредельное. Все ровно наоборот. Одно (единое) всегда находится у нас под самым носом. Именно оно обеспечивает предметную "фокусировку" нашего внимания на чем-либо. Оно как бы является основанием для всяких отношений. В том числе для отношения "тождества". Но само единое почему-то не схватывается как предмет. Не знаю почему.

2) //Но методология построена на растождествлении, распараллеливании бытия и мышления. //

Да я понимаю. Кактус тоже возразил. Но на мой вкус разницы большой нет. Она лишь в том, что приверженцы того или другого подхода придут к неустранимым проблемам разными путями. А именно, в случае единства бытия/мышления мы попадем в ловушку всякой мистики (и, наверное, отсутствия логики, как Кактус говорит), а в случае параллельности получаем тонны концептов, в которых у нас нет времени разбираться. Хотя ни в том, ни в другом случае мы к счастью своему никак не приблизились ))
Впрочем, идея ОГ про способность, мне кажется интересной. Она интересна в том смысле, что м.б. наметится какой-то другой способ говорить. Не знаю.

Reply

kaktus77 July 8 2018, 13:55:11 UTC
==а в случае параллельности

Отрицания параллельности, наверное?

Нужно (важно) и первое, и второе, вопрос в том, как их "поженить".

Reply


Leave a comment

Up