Прежде, чем буду разбираться в тонкостях, сформулирую в явном виде базовую аксиому СМД-методологии, как я ее понимаю.
Мир, который мы знаем и с которым имеем дело (действительность), есть продукт исторически развивавшейся мыследеятельности человечества. Действительность, таким образом, в этом предельном смысле вся искусственна; естественное в ней появляется в результате оестествления, приписывания некоторому процессу свойства естественности, независимости от деятельности в рассматриваемой ситуации. Поэтому всякое знание (в широком смысле, включая категории, понятия и т.д.) получается в результате рефлексии этой мыследеятельности и сознается ее средством. (Это - к обсуждению предыдущего поста).
Замечу, что этой аксиомой никак не отрицается реальность в абсолютном смысле, то, что есть на самом деле. Просто она не "по ведомству" методологии, "в другой комнате", как здраво и корректно говорил Г.П.Щедровицкий.
С религиозной же точки зрения реальный мир (включая человека) сотворен Богом и управляется им как через человека, так и напрямую (провиденциально).
По всей видимости, эти две позиции не совместимы в рамках единой онтологии. Они совмещаются только экзистенциально, в самоопределении человека.
![](https://www.bigsauron.ru/valid10533_hb89ece681fad0edf4479aeee1f946af6.jpg)