(no subject)

Jun 21, 2018 21:04

"...Чтобы вырастить дерево, нужно думать, как дерево.

Что? Говоришь, дерево не может думать? Ему нечем? У него нет... как ты сказал? "Нервной системы"? Это тебе твои столичные приятели такое говорят? Ясно.

Ты совершенно забыл лицо своего отца. Твой отец слышал музыку деревьев с того дня, как научился ходить. Таков был и твой дед, и твой прадед. Достаточно только уметь слушать - а ты умеешь, потому что ты тоже родился здесь. Когда ты был ребенком, до того, как мы зачем-то позволили тебе отправиться в столицу, ты уже это умел. И, как бы ты этого ни отрицал, сейчас - не разучился. Я вижу это. Я вижу, как меняются твои глаза. Я чувствую, как у тебя в костях отдается песня деревьев.

Дерево умеет петь. Дерево умеет внимать чужому пению. Если петь для него, оно начинает петь в ответ. Дерево знает, как звучит человеческая душа, и никакая "система" ему для этого не нужна. А его собственная душа течет в нем от корней до кроны, она растворена в его соке, она говорит голосами его листвы. Просто она несравненно медленнее и спокойнее, чем твоя; потому ты, нахватавшись от столичных оболтусов торопливости, и не можешь сейчас вспомнить, каково это - дышать в одном ритме с деревом.

Мы созданы затем, чтобы растить деревья. Мы - восприемники живого дара Заката. Эти леса и эти сады - воплощение вечной связи, о которой нынче говорить запрещено; что же, что же, я верен Королю. Я не говорю. Я молчалив - как дерево. Мне не надо говорить словами, чтобы знать то, что знаю я, и жить так, как живу.

А ты слишком привык к словам. Тебе совершенно необходимо снова научиться молчать и слышать песню. Но этому тебя буду учить уже не я - а Они."

Дом Маб Лаэг - один из старейших знатных домов Острова, и их линия крови ни разу не пресекалась. Впрочем, они сами не считают себя "знатью". Они считают себя слугами, садовниками Острова. Начиная со времен Элроса Тар Миньятура, когда первый из этой семьи, Бранир Зеленорукий, получил из рук принца Ингвиона, сына Ингвэ, Верховного Короля Эльдар Амана, первый саженец маллорна - эти люди связаны неразрывно со своими деревьями. Эльфийские сады Нисимальдар - это место, которое практически является кусочком Амана в Йозайане; здесь гораздо менее заметна смена сезонов, здесь распространяются странные запахи и дуют странные ветры, и сами люди, живущие здесь, меняются и стареют гораздо медленней.

Маб Лаэг верят, что их деревья наделены особым мистическим смыслом. Их отношения с растениями далеко выходят за рамки утилитарности; они уверены, что сажают деревья и ухаживают за ними не так, как хочется им, а так, как хочется самим деревьям. В отдалении от своих рощ они зачастую теряют волю к жизни, и торопятся как можно скорее вернуться назад. По крайней мере, многие из них. Некоторые молодые люди из этой семьи покинули родной кров, желая заняться чем-то еще; им этого не запрещали, но с тех пор не желали видеть их в родных краях - деревьям они переставали нравиться. Тем не менее временное пребывание где-то еще - обучение ли новым премудростям химии и агрономии в Университете, поездки ли в колонии за новыми удивительными растениями - старейшинами Маб Лаэг своим отпрыскам дозволяется и даже поощряется; лишь бы возвращались. Такие уезжающие предпочитают брать с собой немного земли из родного сада или несколько засушенных листьев. Отсюда же истории о тех, кто, не желая возвращаться обратно, выбрасывал эту землю и эти листья в море или под копыта коня.

Очевидно, что в новый порядок, начавшийся при Ар Адунакхоре, Маб Лаэг вписались чуть хуже, чем никак. Вот уж кто является любителями странного по самой своей природе, вот уж кто неотрывно связан с нелюдью и Запретным Западом! Когда реформы начались, очень многие ожидали, что Дом лишится всего, возможно, даже отправится в изгнание. Но этого не произошло до сих пор - хотя с некоторых времен всем, кроме Маб Лаэг, запрещен вход в Сады, и учить своему ремеслу они не имеют права никого, кроме своей семьи. Тому есть две причины.

Первая из них в том, что Дом Маб Лаэг действительно один из истинно старейших. Они обладают всеми признаками благороднейшей крови; они до сих пор очень долго живут и неподвластны лишним страстям. Их поведение для внешнего наблюдателя безупречно; они формально следуют всем запретам, и даже перестали публично говорить на Квэнья (в конце концов, они всегда могут дать волю своей тяге к старине, поговорив с деревьями). Мысль выкорчевать такую семью из земли Острова почти на подсознательном уровне кажется многим аристократам почти кощунственной.

Но главная причина, конечно, в другом. Именно и конкретно Дом Маб Лаэг традиционно поставляет в столицу тех самых садовников, кто умеет ухаживать за Белым Древом Йозайана, поддерживая в нем жизнь и здоровье. Они, и только они владеют искусством особого обращения с этим невероятно особым сверхрастением. Попытки отлучить их от общения с Древом - а такие предпринимались - приводили к тому, что Древо начинало чахнуть. А пока что Королевский Дом все еще связывает с Древом свою судьбу; это означает, что кто-то из Маб Лаэг будет оставаться на Острове, пока Древо живет.

Они очень редко принимают в свою семью других, стараясь заключать браки скорее между отдельными ветвями своего крайне обширного клана; но тем не менее такое все-таки иногда случается. Говорят, что принятые в клан очень быстро приобретают все характерные для Маб Лаэг черты: медлительность, философский нрав и (если верить сплетням) невероятный, совершенный дар обращаться с живой природой.
Previous post Next post
Up