Се от небесной ветви яблоко

Jun 19, 2017 23:28

В посвящённых Небесной Царице песнопениях поется: «Славна будь, корень девства и Неувядаемый цвет чистоты». С цветком, невиданным, чистым, благоуханным сравнивали во все века Богородицу. Архангел Гавриил, благовествуя, принес ей в дар крин, белоснежную лилию. Богородица - это и роза неувядаемая Иерихонская. Помните средневековые песнопения в честь Божией Матери с рефреном с «Ave Rosa»? А Деву Марию с розой в руке на картинах итальянских художников, Santa Maria della Rosa? «Мадонну в беседке из роз» Стефана Лохнера и Стефано да Вероны?

Иконы «Неувядаемый цвет» и «Благоуханный цвет» радуют глаз и сердце обилием прекрасных цветов, благоуханием райского сада.
Очень схожи меж собой эти иконы, и лишь знаток различит их: на иконе «Неувядаемый Цвет» Богородица держит Богомладенца на правой руке, а на иконе «Благоуханный Цвет» - на левой.




По преданию, афонских иконописцев вдохновило когда-то на создание иконы такое чудо: в праздник Благовещения приносились в храм растущие по склонам горы Афон белые цветы, до Успения пребывали они там без полива и ухода, а потом оживали, и на них появлялись новые бутоны. Но писался образ «Неувядаемый цвет» тогда иначе: Богородица восседала на троне, держа скипетр, овитый цветами. А вот образ "Неувядаемая Роза" (Ρόδον τό αμάραντον) из афонского монастыря Эсфигмен.


На Руси образ «Благоуханный цвет» появился в 17-18 веках благодаря паломникам. По молитвам перед ним совершались исцеления, обретались духовные силы для преодоления испытаний и исполнения христианского долга, получалось утешение «в нашествии печали».
Литературной основой иконографии послужил Канон благодарный Иосифа Песнописца, входящий в состав Постной Триоди, Канонников, Правильников и Акафистников. Обильные цветы, стоящие в вазонах, прорастающие из увенчанного крестом жезла, иллюстрируют несколько хайретизмов Канона, ставших основной темой этой иконографии: «Радуйся, Сладкоуханный Крине Владычице», «Цвете Неувядаемый, радуйся, едина прозябшая Яблоко Благовонное».
Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре. Ее первое упоминание относится к 1757 году, но точно неизвестно время ее появления там. Эта икона имела сложную иконографию: на переднем плане - престол с кувшином и цветочной ветвью; слева от Богородицы - Богомладенец во весь рост. Правой рукой Он опирается на плечо Богоматери, в левой Его руке - скипетр. Глава Богоматери склонена к Младенцу, на Ее не покрытой мафорием голове (редкость для русской иконографии!) - венец, в правой руке - ветвь, обвитая лентой с надписью: «Цвете Неувядаемый! Радуйся, едина прозябшая яблоко благовонно! Радуйся, благоухание сладчайшего Царя!» Справа от Богоматери - корзина с цветами. Внизу стихи:

Кто речет, яко плодов небо не имеет.
Се от небесной ветви яблоко,
Христос здесь есть.
Ко сей ветви, людие, скоро притецыте,
Яблоко небесно пожизненно приимите.

Изображение этого образа мне найти не удалось, единственная похожая поза Богомладенца была замечена лишь на этой иконе.


Необычный образ «Благоуханный цвет» находится в Свято-Константино-Еленинском монастыре Измаила.


Как великолепно праздничны эти образы! Богородица и Богомладенец облечены в богатые одеяния: «В ризы позлащенные преукрашенна одеянна» (Пс.44), на главах - царские венцы. Пышные цветы, ангелы, узорные драпировки, богато украшенные палаты, иногда даже луна и звезды -обрамление, достойное Царя Царей и Его Божественной Матери. Вазы с цветами, процветший жезл - это знаки Рая, Вертограда заключенного как атрибута Богородицы.




Вплетем же и мы в букет Богородице свой цветок по слову святителя Феофана Затворника: «Идите в сад сей, собирайте цветы сии и составляйте из них букеты в честь Владычицы Богородицы. Возьмите, например, если кто имеет, - цветы воздержания, трезвенности, внимания, или хранения сердца, и вы тем скажете: «Се приносим Тебе букет целомудрия!» Возьмите и еще - цвет терпения, нелицеприятия, страха Божия и рассудительности, - и в вас узрит Пречистая приносимый Ей букет верности своему долгу. Пречистая Дева обоняет духовное их благоухание, уразумеет без слов смысл их приношения и обильно исполнит их своими благословениями! На деле, может быть, не все у всех есть; но всячески что-нибудь из показанного есть. Принеси всякий, что может. Всемилостивая удовольствуется и малым, коль скоро приносится то с искренностью и усердием.
Что же принесут Ей те из нас (если окажутся такие), которые не только букет составить, но и одного цветка завялого найти в себе не могут? Что принесем Ей мы, бедные? Принесем слезы покаяния, в той уверенности, что они могут заменить и все цветы, и все разнообразные сочетания их. Видали ль вы, как разноцветно играет луч солнца в капле росы, когда застает ее на цветке?! Сделаем и себе нечто приспособительно к сему! Пройдемте умно по всем цветам обязательных для нас добродетелей и, не находя их в себе, оросим их слезами глубокого сердечного сокрушения. Когда потом воссияет в нас Солнце правды, луч Его разноцветно отразится в слезах наших. Эти - не наши, отражающиеся, однако ж, в наших слезах цветы, и принесем Приснодеве, взывая: тока слез наших не отвратися, яже от всякого лица всяку слезу отъемшего, Дево, Христа рождшая! Аминь».

вертоград небесный, террасы изобразительные

Previous post Next post
Up