Башня Ветров на городском холме

Oct 01, 2017 15:37

Этим летом мы отдыхали в Крыму и провели несколько дней в Севастополе. Конечно, мы не могли не побывать на молебне в усыпальнице четырех адмиралов, во Владимирском соборе. На обратном пути я вдруг остолбенела: передо мной оказалась башенка, которую я совершенно не ожидала увидеть здесь. Она была знакома мне по фотографиям - это Башня Ветров, бывшая когда-то частью Морской библиотеки.


Не веря своим глазам, я разглядывала изображения ветров, будучи не в состоянии внятно объяснить спутникам свое остолбенение, но они догадались подойти к небольшому стенду, где рассказывалась история башни.


Да, когда-то здесь, на городском холме, стояло здание Морской библиотеки, которой в этом году исполнилось 195 лет - именно столько лет назад создал ее командующий Черноморским флотом Алексей Грейг. В этом неповторимом городе даже библиотеки создавали моряки. Попечителями Морской библиотеки по традиции являлся и является до сих пор командующий Черноморским флотом, а директорами ее были все адмиралы, из усыпальницы которых мы только что вышли. Но более всего постарался ради ее процветания Михаил Петрович Лазарев, ведь именно его стараниями появилось у библиотеки собственное здание на городском холме, рядом с Владимирским собором. К несчастью, библиотека сгорела через восемь месяцев после открытия. Адмирал Лазарев воспринял это как личную трагедию, хотя благодаря самоотверженности офицеров и служителей библиотеки большая часть книг была спасена.
Видя, как страдает любимый всеми адмирал, офицеры-моряки объявили сбор средств на восстановление сгоревшего здания и быстро собрали необходимую сумму. Новое здание библиотеки отличалось от первого: оно стало не двухэтажным, а трехэтажным, в подвале было устроено огромное книгохранилище. Чтобы избежать сырости в хранилищах, и была возведена вентиляционная шахта, которую назвали Башней ветров за находящиеся на ее гранях символы ветров, взятые из греческой мифологии.
Михаил Петрович Лазарев сам руководил созданием проекта и строительством, для оформления библиотеки он заказал барельефы и статуи у итальянских скульпторов и русских художников, для украшения ее залов выписал знаменитый каррарский мрамор. Библиотека была великолепна. Вход оформляли колонны белого мрамора с портиком, на котором возвышались шесть мраморных статуй - Минервы, Немезиды, Урании, Клио, Математики и Каллиопы. В нишах были установлены статуи Архимеда и Ксенофонта. У итальянских скульпторов были заказаны два мраморных барельефа, изображающих всемирную историю мореходства и русского флота.


По обеим сторонам широкой лестницы стояли два мраморных сфинкса.


В библиотеке можно было увидеть искусно выполненные модели судов, великолепные гравюры морских сражений, карты, коллекции минералов и окаменелостей, древних монет, камней, сосудов, чучел морских животных, турецкое оружие, взятое при Синопе.
Много потрудился над созданием и оборудованием библиотеки и секретарь-казначей, будущий адмирал Корнилов.Из Англии им выписаны «глобусы и карты лучшего издания, в щегольских красного дерева футлярах с механизмом». Он лично составлял новые каталоги, исключал из фонда книги «недостойные стоять в библиотеке образованного общества», выделял редкие издания, комплектовал библиотеку лучшей военной и военно-морской литературой, разработал Правила пользования библиотекой.


Примерно зная объем подобных работ, я, честно говоря, не могу представить, когда успевал Владимир Алексеевич еще и командовать кораблем, выходить в плавания, исполнять должность начальника штаба флота.
После смерти Михаила Петровича Лазарева одна из комнат новой библиотеки была названа «лазаревской», и в ней поместилась переданная по завещанию личная библиотека адмирала из 1118 томов.
Дальше судьба библиотеки разделила непростую и героическую судьбу города. В годы первой обороны Морская библиотека, насчитывающая уже 16 тысяч книг, продолжала работать. Там же легендарный хирург Пирогов развернул перевязочный пункт. Только когда оккупация стала неизбежной, книжный фонд был вывезен в Николаев. Один из двух барельефов, установленный к тому времени, защитники города сняли и зарыли в землю. Французы, войдя в Севастополь, барельеф обнаружили и увезли во Францию вместе со сфинксами, установили в саду Тюильри.


Сфинксы со здания Морской библиотеки, вывезенные из Севастополя в числе трофеев и выставленные в Париже в саду Тюильри.
С рисунка Ж.-Б.А. Дюрана Браже.
После бомбардировок и пожара здание Морской библиотеки было разрушено.


Пожар морской библиотеки во время первой обороны (Иллюстрация из альбома В.Симпсона).
Сохранилась лишь Башня Ветров, в которой находился главный наблюдательный пункт, куда поступали донесения со всей линии обороны.
Это необычное сооружение построил инженер-конструктор Дикорев, а автором проекта, скорее всего, был инженер полковник Джон Уптон, который взял за основу Башню Ветров в Афинах, построенную в середине I-го века до н. э. архитектором Андроником.


Но севастопольская башня выглядела стройнее и соразмернее, построена она была из инкерманского камня.
На восьми гранях фриза аллегорически изображены восемь ветров.
Северный ветер, Борей - в теплой мантии, дующий в изогнутую раковину.


Северо-восточный ветер, Кекий - несущий и опустошающий корзину с гранатами.


Восточный ветер, Афелий- юноша, придерживающий плащ, полный фруктов и зерна.


Юго-восточный ветер, Эвр - бородатый старик, плотно укутавшийся в мантию.


Южный ветер, Нот - мужчина, который опустошает сосуд, создавая ливень.


Юго-западный ветер, Липс - мальчик, толкающий корму корабля, обещает попутный ветер.


Западный ветер, Зефир - юноша, разбрасывающий цветы.


Северо-западный ветер, Скирон - бородатый мужчина с бронзовым горшком, полным горячей золы и углей.


К сожалению, во время пожара, который произошел в 1855 году, именно Башня Ветров сыграла роковую роль: когда огонь проник в книгохранилище, башня послужила вытяжкой.
После взятия неприятелем Севастополя в Париже был подписан мирный договор, по которому России запрещалось иметь на Черном море военно-морской флот. Тридцать пять лет пробыли книги в изгнании, пока вместе со штабом флота не вернулись в родной город. Для них недалеко от Графской пристани построили третье здание Морской библиотеки. Но вот началась Первая мировая война, и книги снова переместились в подвалы.
В 1920 году корабли флота ушли в Бизерту, и часть книг была вывезена офицерами бывшего Императорского Черноморского флота в эмиграцию. Началась новая история Морской библиотеки. Теперь основными читателями были не образованные офицеры, а малограмотные матросы, которых библиотекари иной раз даже учили читать, организовывая специальные курсы.
Но самый большой урон книжному фонду библиотеки был нанесен в 1930 году, когда началась продажа за границу произведений искусства и редких книг из фондов музеев и библиотек. Около пяти тысяч томов было вывезено из Морской библиотеки, в том числе первое издание «Слова о полку Игореве», сборник подлинных приказов Екатерины II за ее собственноручными подписями, касавшихся образования Черноморского флота, четыре тома знаменитой «Царской охоты» Кутепова.
Библиотека навсегда потеряла книги личной библиотеки М. П. Лазарева, подаренной им Морской библиотеке - все 1118 томов.
Во время Великой Отечественной войны библиотека вместе с городом пережила вторую оборону Севастополя. Была организована походная читальня, которая доставляла книги на корабли, батареи, артиллерийские части, госпитали. Библиотекари нередко приходили с книгами на передний край обороны.
Наиболее ценные книги готовились к эвакуации, их вывозили из осажденного Севастополя военные корабли Черноморского флота. Удалось вывезти на Кавказ 13 тысяч изданий, но намного больше было утеряно навсегда. Около 200 тысяч книг погибло в 1942 году в огне пожара, который уничтожил здание Морской библиотеки.
После освобождения Севастополя библиотека снова открылась, книги в нее вернулись. Теперь она располагается на проспекте Нахимова, и ей заслуженно присвоено имя адмирала Михаила Петровича Лазарева.




Сегодня книжный фонд библиотеки насчитывает более 300 тысяч томов. Самая старая из военно-морских книг - «Устав морской» 1763 года издания.


А Башня Ветров затерялась среди домов и деревьев.

сады книгочейные, павильон библиотечный, парк путешествий

Previous post Next post
Up