О Барьерах

Mar 09, 2011 14:31


"Многим это событие показалось столь жутким, столь необъяснимым и совершенно несовместимым с их собственными моральными представлениями, что они буквально в тот момент, когда оно произошло, выключили его из памяти, а потому и позже в самом деле не могли о нем вспомнить. Другие, не столь суверенно владевшие своим аппаратом восприятия, пытались не видеть, не слышать и не думать, что было не так-то просто, ибо позор был слишком очевидным и публичным."
"Парфюмер", П. Зюскинд
Мне очень нравится этот момент из "Парфюмера". По-моему, применим ко многим жизненным ситуациям, ко многим поступкам той или иной степени "тяжести". Я даже думаю, что в психологии есть термин какой-нибудь выстраивания людьми барьера или полного забвения событий, которые расходятся с собственными моральными устоями. Как правило, мне вспоминается этот момент Зюскинда при наблюдениях рассуждений азербайджанцев о погромах в Сумгаите, Баку, Кировабаде и др. Произошедшее в этих мирных советских городах действительно настолько несовместимо с общепринятыми человеческими нормами, что азербайджанцы предпочитают или полностью выключить эти события из своей памяти, как, например, президент Алиев, утверждающий, что в "Азербайджане никогда не было, и, уверен, не будет никаких конфликтов и противостояний на национальной и религиозной почве", или же, как многочисленные кибер-аскеры, придумывать какие-то сложные хитросплетения причастности к погромам армян армянских же общественных деятелей, какие-то сложные теории заговоров армян с расчетами (причем, точно свершившимися) на целые десятилетия вперед. Ну им (кибер-аскерам) намного сложнее, чем Алиеву. Ведь приходится хоть как-то обосновывать свои "барьеры", в отличие от своего президента. Худо-бедно, но подводить теоретическую базу под свои измышления. Вобщем-то, все это понятно, все объяснимо, потому что надо дальше как-то жить, надо как-то объяснять все это своим детям, а сказать, что "мы живем бок о бок с убийцами" как-то некошерно и не хватает духу. Одним словом, ничего удивительного в таком поведении нету, и оно вполне понятно в вышеобозначенных рамках. Кстати, то же самое можно было наблюдать в Западной Армении 100 лет назад. Сейчас там происходит то, что будет происходить в Азербайджане через сто лет. Люди что-то вспоминают, там жили армяне, тут жили армяне, какие-то книги пишут о рассказах бабушек, кто-то вообще, в открытую признается в своем армянском происхождении. Вобщем, потихоньку эта плотина отрицания размывается и очевидно, что строй-не строй барьеры - исход один.

Есть следующая категория граждан - это беженцы армяне из Азербайджана, которые клянут на чем свет стоит и карабахское движение и, в частности, Ереван, за столь, на их взгляд, "необдуманную борьбу" за свои права и свободы. Стокгольмский ли это синдром или что ещё - мне трудно судить и не хочу никого обижать, тем более, что замечательно отношусь ко всем армянам вне зависимости от происхождения, но их тоже где-то, как-то, с натяжкой за уши можно понять. Ну сами посудите. Потерять в один момент ВСЁ! Имущество, работу, планы, связи, твои привычные маршруты, систему, которую выстраивал годами, а может, десятилетиями, и тут же, вынужденно приспособиться к новому стилю жизни, к иному ритму, к иным устоям и традициям. Это, конечно же, колоссальный психологический шок, а у каждого психологического шока должны быть, как говорится, имя-фамилия-отчество. Почему в данном случае виновным выставляется Ереван - предмет для дискуссий.

"Понимать" истоки подобного поведения - конечно же не значит соглашаться. Я в данном вопросе категорически не согласен с какими-либо обвинениями Еревана и Степанакерта. Могу обосновать. Могу даже дискутировать с двумя вышеописанными категориями. Но черт возьми, мне никогда не понять, с какой стати (назовем их так) "не беженцы армяне" оправдывают погромы армян в Азербайджане? Чем это объяснить? Или мне одному кажется, что знаменитое горбачевское: "а вы об армянах в Баку подумали?", так рьяно подхваченное этой, третьей категорией граждан, является ничем иным как оправданием погромов и кощунственным перекладыванием ответственности? Ведь логическая цепочка очевидна: начиная движение за свои права, надо подумать о погромах в ответ. То есть погром на национальной почве - это нормальная реакция, а раз нормальная - значит, он оправдан. Значит, правильно и сделали. Разве нет? Разве не очевидно, что Степанакерт (а погромы в Сумгаите были именно в ответ на степанакертские мирные демонстрации. Об этом пишут все участники предпогромных митингов в Сумгаите конца февраля), начиная движение за свои права, не должен был (да и не мог даже теоретически на мой взгляд) принимать во внимание возможные погромы армян в Азербайджане, потому что подобная реакция НЕ АДЕКВАТНА. Если бы Степанакерт, а за ним и Ереван руководствовались подобной логикой возможного развития событий, то погромы были бы введены в поле АДЕКВАТА. Как это пытался сделать горе-руководитель СССР, как это пытаются сегодня сделать некоторые армяне.

Собственно, к чему я это все пишу. На днях мне пришлось немного "понервничать" по этому поводу. И разговор начинался со всего лишь юбиляра Горбачева, который для меня неприемлем ни как политик, ни как руководитель, ни как человек. (Последнее в силу вышепроцитированной фразы). Очень многое в ответ на мое мнение о Горбачеве меня сильно удивило, потому что мне казалось, что все эти мысли обмусолены, переговорены, вывернуты наизнанку и выброшены, вобщем, уже неинтересны, но кое-что повергло просто в шок. Кроме мыслей о том, что "в Азербайджане резали невинных людей, Горбачев бездействовал, а виноват почему-то Ереван" (даже не Степанакерт, нет) убил тезис о том, что де, "Горбачев в 90-м году предотвратил в Баку тысячные жертвы не введя войска в город раньше". То есть обошлось "всего" сотней-другой армян. Да и о тех, мол, раньше надо было думать. И почему-то не Горбачеву, а Степанакерту и Еревану. И если вы подумаете, что писал это какой-нибудь апшеронский удалец - то глубоко ошибетесь. Интересно - как на это прореагируют родные погибших армян в Азербайджане? Сегодня затрачиваются колоссальные суммы на признание факта Геноцида армян. Очевидно, что политика выстраивания барьеров привела сегодня к сомнениям в этом неоспоримом историческом факте. И мы, современники тех же по сути событий, можем сегодня иметь разные мнения, по-разному смотреть на те или иные события, быть очень умными, особенно задним числом, но факты, черт подери, факты-то зачем искажать? Я совершенно далек от мыслей построить всех в одну шеренгу и чтоб все мыслили одинаково, но всему есть пределы. До куда мы докатимся такими темпами - сказать сложно, но если через сто лет возникнут сомнения в погромах армян в Сумгаите, Баку и Кировобаде - то я почему-то совсем не удивлюсь.

накипело, зверьё, армения, азербайджан, арцах, карабах, погромы, геноцид, армяне, баку, 1988, нкр, сумгаит

Previous post Next post
Up