какое-то время назад, я пришла к выводу, что в мире произошла новая революция, сравнимая с научно-технической - гуманистическая. Мы пока не замечаем её, даже где то сопротивляемся, как сопротивлялись наши прадеды паровозам и автомобилям. Но мы, сами не заметив, уже оказались в новом, дивном мире :) Когда я прочитала статью, которую сейчас буду цитировать, я поняла - что я не одна такая, кто считает что произошла гуманистическая революция. И это кстати, один из признаков нового мира - сейчас никто не остается в одиночестве, самые умные и самые глупые, самые обычные и самые странные люди, если хотят и если умеют пользоваться интернетом, могут найти единомышленников и группу поддержки :) Это великое достижение, ценности которого мы еще не осознали.
"В течение последних лет мы гораздо глубже изучили природу человека - то, кем мы являемся. Этот новый взгляд основывается не на теологии или философии, а на исследовании разума различными учеными - от неврологов до когнитивистов, поведенческих экономистов, психологов, социологов. Когда собираешь все это воедино, получается новый взгляд на природу человека, далекий от холодного материализма - новый гуманизм, новая магия. И если подытожить все эти исследования, то можно сформулировать три основных положения - три глубинных характеристики человека.
Во-первых, пока сознание пишет автобиографию нашего вида, наше бессознательное проделывают большую часть работы. Разум человека может воспринимать миллионы кусочков информации в минуту, из которых осознается около сорока.... наше бессознательное вовсе не тупое и сексуально-ориентированное, а, на самом деле, достаточно умное.[Spoiler (click to open)]Одна из самых когнитивно сложных задач для нас - покупка мебели. Нам сложно представить, как диван будет выглядеть дома. Нужно сначала изучить доступные варианты, дать этой информации помариноваться в своей голове, отвлечься, а через пару дней довериться инстинктам - подсознание все уже решило.
Во-вторых, эмоции - это ядро нашего мышления. Антонио Дамасио (прим. нейробиолог, профессор нейронауки в Университете Южной Калифорнии) показал нам, что разум не отделен от эмоций - он основывается на них, они являются основаниями наших ценностных суждений. Понимание собственных чувств, работа по их развитию - центральные составляющие мудрости. В-третьих, мы, как личности, не изолированы. Мы социальные животные, а не рациональные животные. Мы определяемся отношениями с другими людьми. Глубокое взаимопроникновение - вот что мы наблюдаем, когда видим прогуливающихся влюбленных или подхваченную эмоциональным вихрем толпу в Египте или Тунисе."
"Думая о человеческом ресурсе, мы думаем об измеряемых вещах: оценках, результатах тестов, ученых степенях, количестве лет обучения. Но что действительно важно для процветания и содержательной жизни - так это вещи более глубокие, вещи, невыразимые словами. Позвольте мне перечислить те наблюдения, к пониманию которых пытаются подтолкнуть нас ученые своими исследованиями.
Первым даром или талантом человека будет ментальное зрение - способность проникать в разум других людей и узнавать, что те могут предложить.... . В США 55 процентов детей обладают глубоким двусторонним каналом связи с матерями, и по нему они узнают модели, как налаживать отношения с людьми, соотноситься с ними. И те, кто обладают такими моделями, имеют огромное преимущество в жизни. Ученые из Университета Миннесоты провели исследование детей в возрасте 18 месяцев, в котором они смогли предсказать с 77 процентной вероятностью, закончат ли те школу, основываясь на глубине их привязанности к матери. У 20 процентов не было глубокой связи. Они замкнуты, они плывут по жизни, как парусники, отданные во власть ветра - желая сблизиться с людьми, но не имея для этого нужных моделей.
Вторым навыком будет уравновешенность - спокойствие, достаточное для распознавания предвзятости и несостоятельности собственного разума. Мы самонадеянные машины. Девяносто пять процентов наших профессоров считают себя учителями с уровнем выше среднего. Девяносто шесть процентов студентов считают, что уровень их навыков общения выше среднего. И, кстати, эта черта еще связана с полом. Мужчина тонут вдвое чаще, чем женщины, поскольку думают, что они способны переплыть озеро. Но некоторые люди обладают эпистемологической скромностью - у них есть осведомленность о собственной предвзятости, собственной самонадеянности. Они способны соотнести силу выводов с силой доказательств.
Третья черта - metis, греческое слово, что бы мы назвали школой улиц. Это чувствительность к физической среде, способность схватывать ее модели - извлекать суть. Один из моих коллег в Times сделал отличный материал о солдатах в Ираке, способных взглянуть на улицу и каким-то образом узнать, заминирована она или нет. Они и сами не могут сказать, как они это делают, кроме того, что они чувствуют холодок. Чаще всего они оказываются правы.
Кроме того, важно умение сопереживать, важна общность, то есть умение работать в группах. Это невероятно полезно, поскольку группы умнее индивидуальностей. И группы, взаимодействующие на личном уровне, гораздо умнее групп, сообщающихся электронным способом, поскольку 90 процентов нашего взаимодействия происходит невербально.
Можно указать на такую черту, как способность к смешиванию. Ребенок может сказать: «Я тигр», притвориться тигром. Это кажется элементарным. Но, на самом деле, это феноменально сложно - взять понятие «Я», понятие «тигр» и смещать их вместе. Но это является источником любого новаторства...
... И последним, что я упомяну, будет лимеренция. Это не способность - это побуждение и мотивация. Сознание жаждет успеха и престижа. Бессознательное жаждет тех моментов трансцендентности, когда исчезает линия черепа и мы теряем себя в сложной задаче - когда, например, искусный мастер теряется в своем ремесле, когда натуралист ощущает единение с природой, когда верующий чувствует в себе любовь Господа. И многие из нас чувствуют это, когда любят друг друга.
....За последние 30 лет неудач наших политических стратегий, мы поняли, как поверхностен наш взгляд на человеческую природу. Столкнувшись с этой поверхностностью, с несостоятельностью, с неспособностью постичь глубины нас самих, мы ускорили приближение революции сознания. Люди в стольких областях изучают глубины нашей природы и выходят к нам с этим завораживающим новым гуманизмом. Открытие Фрейдом бессознательного сильно повлияло на общество того времени. Cейчас наши познания о бессознательном - о том, кем мы являемся на самом деле - становятся все более точными и глубокими, и эффект этих исследований на нашу культуру будет глубоким и очеловечивающим."