Пока у меня Юра меняет ведущую деятельность с игровой на учебную, я перечитываю все, что собрано у меня под тэгом
"обучение". И в процессе чтения понимаю, что за три последних года, по итогам всего прочитанного, прослушанного и увиденного, у меня сформировался свой собственный взгляд на то, какую роль в жизни ребенка играет обучение - прежде, чем станет ведущей деятельностью в школьном возрасте. В чем-то этот собственный взгляд для меня самой стал неожиданным и удивительным....
Вот например: дошкольное обучение чаще всего рассматривается с двух сторон - раннее развитие и подготовка к школе.
И с той и с другой точки зрения "дошкольное обучение" это способ достижения определенной цели. У раннего развития цель - "вундеркинд с пеленок", сверхразвитый ребенок, опережающий сверстников в некоторых областях. У "подготовки к школе" цель "заточить" ребенка под школьный стандарт. Чтобы школьные требования были ребенку знакомы с самых ранних лет и чтобы он привычно и бегло справлялся с типовыми школьными задачами. В такой концепции сделано большинство пособий по дошкольному обучению , школа семи гномов, например, или игралочка... И здесь тоже критерий успеха - опережение. Ну или как минимум чтобы не отставал(и не отличался ;)) Сейчас отдать ребенка в школу в 6, а иногда даже в неполных 6 лет считается престижным, многие родители к этому стремятся, убеждая себя и окружающих что ребенок "уже готов" несмотря на то что ему еще 6 или даже неполных шесть лет. Признать, что ребенок "не готов" здесь приравнивается к личному провалу родителя...
В общем, и там и там само обучение только средство, чтобы достичь цели, и сделать ребенка "каким-то".
Одновременно с тем, что я признаю ошибочность этих двух подходов, я обнаружила, что просто противником раннего развития и ранней подготовки к школе, мне тоже оказалось быть недостаточно...
Я смотрела как растет мой ребенок и замечала, что целенаправленное обучение чему-то играет для ребенка важную роль начиная с года как минимум... просто способы обучения у годовалого, трехлетнего и семилетнего ребенка - разные...
Я поняла для себя, что обучение, это не только способ чего-то достигать, или получать оценки от окружающих.
Обучение это что-то очень важное для человека вообще и для ребенка в частности... у обучения есть своя собственная ценность... У обучения есть разные способы, развивающиеся от простых к сложным, созревающие вместе с ребенком. У каждого человека есть свои индивидуальные особенности в том, как и чему он учится. Обучение влияет не только на мышление и кругозор, но и на структуру личности, и на эмоциональный мир человека. Чувствам ведь тоже учатся... особенно тем переживаниям, которые более сложны и интегративны, чем 7 базовых эмоций. Воодушевление, например, или тщетность... мы этому учимся от других, от родителей, окружающих людей, или даже из книг и фильмов, несущих какие-то образы... Несвоевременное, неподходящее или насильственное обучение может быть настолько травмирующим, чтобы отразиться на всех областях жизни человека.
В общем, концепция "не лезьте к ребенку с обучением пока у него ведущая деятельность игровая", тоже теперь кажется мне неполноценной. Не стоит отрицать ценость обучения в дошкольном возрасте только потому, что современная лидирующая концепция обучения порочна и строится на ложных ценнностях(это не только дошкольного обучения касается кстати, школьное обучение тоже давно нуждается в переосмыслении и освобождении от стереотипов). Дети, которые учились и которых учили, действительно имеют преимущества перед теми, которых не учили до школьного возраста. И это преимущество не в чтении, счете и даже не в развитом мышлении, хотя развитое мышление это безусловный плюс для любого человека. Преимущество в том, что обучение обладает способностью связывать, интегрировать разные качества и способности человека, разные стороны его жизни. А так же обучение развивает в ребенке взрослую часть личности, причем если обучение происходит через методы, подходящие по возрасту, то взрослая часть развивается не черезмерно(что тоже нехорошо), а ровно настолько, насколько нужно... Ведь у способов обучения тожде есть свои возрастные этапы развития - как и у других сфер, таких как мышление. Очень жаль, что сними почти никто не считается, или считается только в малой степени.