немножко мыслей про вальдорфскую и современную игрушку

Jul 30, 2012 21:48


читаю ЖЖ Алексея лельчука,  много всего "вкусного"  у него про детей, в том числе про вальдорфскую педагогику - он кроме работы с глиной еще и классные деревянные игрушки делает. Хочу процитировать пару цитат из его ЖЖ и немножко поразмышлять над ними:

Про машинки:

1) Машина для мальчишек -- это не просто средство передвижения, это символ овладения пространством, главный мужской инструмент. Когда-то эту роль выполнял конь -- он тоже означал не просто домашнего зверя. Это была возможность оказаться в любом месте в любое время. Теперь конь утерял эту роль, как во взрослой жизни, так и в детской. Лошадка -- это просто еще одно домашнее животное. Его концептуальную роль покорителя пространства занял автомобиль. И это совершенно необходимый инструмент взросления любого мальчика, пусть даже самого развальдорфского. Так что сегодня машина -- это традиционная игрушка, базовая, так же как домик, кроватка.

А вы обращали внимание, как любят мальчики осваивать машинкой пространство квартиры? Ребенок не просто катает машинку по полу, что было бы с точки зрения взрослого человека логично, не просто привлекает машинку в свои игры на определенные роли - машинка в руке ребенка объезжает все доступные поверхности вокруг - со стола по ножке на пол, с пола на диван, стены, косяки, конечности родителей, свои части тела...

Кстати, думаю вторая по значимости транспортно-пространственная игрушка - самолет. У меня Юра в два года как раз просто болел самолетами, и до сих пор самолет уверенно держит второе место после машинки по частоте и разнообразию участия в играх. Паровозы и поезда так Юру не вставляют, несмотря на то что мы с ним ездили в поездах несколько раз а на самолете не летали.

2) Но как концептуальная игрушка, она должна быть универсальна. Просто машинка, без каких-либо уточнений, вариаций, обозначающая любой транспорт -- легковую, грузовую, трактор и поезд. Эта машина может играть роль даже кареты, тогда капот становится сиденьем для кучера.
http://alelchuk.livejournal.com/48021.html

Вот такая концептуальная игрушка - идеальная игрушка для двухлетки в моем представлении. Но с одним но!



Вальдорфская  игрушка здорово выбивается из современной реальности. Она хороша на ощупь, её можно раскрашивать, но только один-два раза, так как  она плохо моется, её трудно сломать, что неплохо вроде бы, но...  проблема в  том, что современный городской человек вообще не работает с деревом. дерево стало непривычным элементом реальности -  особенно неокрашенное.  Когда мы даем ребенку вальдорфскую машинку - мы его знакомим с альтернативной реальностью, но не  показываем ему как  можно перерабатывать реальность существующую.  Перерабатывать окружающую действительность - вот основная задача творчества, а значит и основная цель ребенка.

В нашей окружающей действительности на самом деле мало материалов, которые можно трансформировать, мы потребители, но кое-какие преимущества у нас все же есть. У нас есть неограниченные запасы бумаги и красок, чего не было у деревенских детей "вальдорфского канона".  всегда в доступе есть картонные коробки. Вместо глины у нас в доступе тесто- мы не голодаем и муку не экономим и т.п.

и глина, и дерево (молотки и пилы) были частью повседневной жизни детей того времени. Вальдорф создавался-то для детей рабочих, которые и так постоянно возились в глине, играли в нее, лепили человечков лошадок и домики, и постоянно возились с деревяшками -- пилили, колотили, делали домики, ружья, коней и тележки, вырезали птичек и кораблики. Учить этому в школе было все равно, что учить чистить зубы. Уроки ремесла состояли из более тонких вещей, но они были подкреплены базовыми умениями.

Вообще, педагогика состоит из двух частей -- окружающей среды и собственно педагогики. Когда обсуждаются какие-то воспитательные меры, важно понимать, на фоне чего они происходят. В данном случае окружающая среда сменилась, значит, нужно изменять и содержание педагогики >>>

тут я полностью согласна, а вот со следующим абзацем не соглашусь

100 лет назад мальчики в среднем умели обращаться с деревом и простым инструментом, это было общее знание, как сейчас -- пользование телефоном. Дерево было для них привычным материалом, и когда в 5 классе у них начиналось вырезание форм, они уже начинали совершенствоваться в том, что они и так более-менее знали.  И это было важно делать в школе, потому что дома и во дворе уже мало кто мог из научить вырезать форму. А сегодня, когда дети в 3 классе начинают строить дом или в 6 классе резать по твердому дереву -- это для них совершенно новый сложный материал. С таким же успехом можно было давать им огранку алмазов -- привычки-то все равно нет. И вместо тонкой работы с формой и инструментом, прочувствования движения рук и тела, идет элементарная борьба с деревяшкой без особого удовольствия и педагогического результата.

Поэтому сейчас в школе должны быть ремесленные занятия с деревом для начальной школы -- как подготовка к ремеслу, как воссоздание исчезнувшей окружающей среды.

для психического,эмоционального, творческого развития не нужно воссоздавать исчезнувшую среду, нужно  использовать существующую. Толку то от того, что мы дадим ребенку игрушек из дерева, шерсти и глины?  Это игрушки прошлого века. Да, они прекрасны по своим свойствам -  прочностью, тактильно, практичностью, но они чужеродный элемент.  И из-за этого вальдорф  таки , в моем понимании, отступает на вторые места по сравнению с современными ломкими , легкими и покупными игрушками. Современные игрушки  - дети современной окружающей среды и несут в себе знание о современном окружающем мире - о его хрупкости, о его неэффективности, о внутренней философии нашей современной культуры.  Ребенок же этот мир изучает, изучает его свойства, его возможности к трансформации...  отсутствие возможностей - это тоже чувственный опыт, а не отсутствие опыта. В общем, я думаю современная игрушка может дать ребенку не меньше, чем вальдорфская,  при условии соблюдения основных концепций конечно - любая игрушка должна быть прожита, универсальна, не перегружена деталями и т.п.

в частности, я не согласна с тем, что играя игрушками невальдорфского стандарта ребенок теряет информацию о материале и не сталкивается с его свойствами. не воображаемой же он игрушкой играет в конце концов, чтобы терять чувственный опыт и знание о материалах... Конечно, он приобретает знание о других материалах, и знание это другое и черты характера вырабатываются другие... но неизменным остается способность к творческой переработке окружающей среды, к деятельному участию в окружающем мире. Методы творческой переработки окружающей среды, которые освоит ребенок с современной игрушкой будут отличаться от опыта, который он приобретет с игрушкой вальдорфской, но гораздо больше подходить к современной действительности. Ну разве что у родителей есть четкая цель вырастить дауншифтера и отправить его жить в эко-поселение, вместо высшего образования и профессии. Тоже вариант, если уж на то пошло :) Но тогда надо и самим валить из города твердо и решительно и на природе ничего не будет более уместно и доступно,  кстати, чем самодельная вальдорфская игрушка :) Но валить из города твердо и решительно готовы прямо скажем не все или не прям щас. А ребенок то растет вотпрямщас и вотпрямщас ему нужно изучать окружающую среду и творчески её перерабатывать.

В общем, моя шкала ценности игрушек получилась такой: первое место - самостоятельно изготовленная родителем для ребенка и в присутствии ребенка игрушка из подручных материалов - ткани, бумаги, салфеток, теста, картона и т.п. Из всего что есть под рукой, из окружающей среды.  В общем то, у современного человека для этого не меньше возможностей чем у  человека прошлого века.  Не меньше, а даже значительно больше. И игрушки будут другие конечно же - непрочные, красочные, но намного более разнообразные, в большей степени реагирующие на условия окружающей среды, менее ценные, но более доступные, быстрее создаваемые и т.п.    Второе место - современная покупная игрушка, отвечающая основным концептуальным требованиям к игрушке и родственная по своим свойствам всем бытовым предметам, окружающим ребенка -  точно так же покупаемым, как и все вокруг.   мы  больше не делаем своими руками ничего значительного к сожалению, все бытовые предметы, продукты и даже жилье - все покупается и продается... хорошо ли это другой вопрос, но это реально, по крайней мере... Только мелкие , малоценные и несложные предметы мы создаем сами, максимум - одежду.   И только третье место, натуральная вальдорфская _покупная_ игрушка, которая к тому же стоит как игрушечный самолет премиум класса))) В целом, эта игрушка очень хороша для малышей, простота очертаний и содержания позволяет наделять её множеством воображаемых свойств, но... у неё нет технической сложности как минимум, сложности которая присуща окружающему миру.  Она не может включаться, заводиться, запускаться, разбираться и собираться, ломаться на множество деталек наконец. Я скорее вижу вальдорфскую игрушку как прекрасное дополнение к "стартовому"  набору игрушек для двухлетки, но все же на вторых ролях. Деревянная примитивная машинка позволит ребенку сравнивать вес, ощущения, свойства, выделять общности - что эта машинка похожа на настоящую, а эта похожа на возок из книжки или мультфильма со сказками и т.п. Не обязательно даже наверное вальдорфская игрушка,  может просто промышленная деревянная игрушка, они так же обладают  простыми формами и функционалом и больше похожи на конный гужевой транспорт чем на современное авто :)

Размышления навеяны двумя постами про вальдорфские игрушки: этим и этим

детская комната, штрихи, двухлетки, блокнот, отцы и дети, мысли

Previous post Next post
Up