Я иногда напоминаю себе, что надо периодически показывать, как я могу переключаться между разными системами, а то вдруг вы решите, что я съехал. Все системы условны, правила выдуманы, я это прекрасно помню и от этого отталкиваюсь. Просто мне нравятся (почти) все концепции, даже те, о которых я обычно не пишу или пишу редко.
Например...
Некоторые любят говорить, что шахматы - это западная игра, а го - восточная. И в этом, типа, много смысла. Но на самом деле, у японцев-китайцев-корейцев есть свои шахматы, отлично они в них играют. Да, в Китай шахматы пришли с запада; ну так в Европу они пришли с востока.
Если идти от этических систем Крылова, шахматы будут "восточной" игрой, а го - "северной". Я об этом уже
писал (и надеюсь как-нибудь продолжить).
Не потому, что я так хочу, понимаете? А потому, что такие правила :).
Но, допустим, нам кровь из носу нужна система, в которой го будет восточной игрой, а шахматы - западной. Очень просто, достаточно вспомнить
ту классификацию по мотивам Орулэлла (
1,
2)
"...типы МОТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, или аксиологические. В неявной форме введены Джорджем Оруэллом в романе "1984" как цивилизационные типы Океании, Евразии и Востазии.
Доминирующей ценностью Океанийского типа является ресурс, или энергия. Ресурс - это то, что убывает при использовании; для ресурса первична операция перемещения...
Доминирующей ценностью Евразийского типа является символ, или информация. Символ - это то, что сохраняется при использовании; для символа первична операция копирования.
Доминирующей ценностью Востазийского типа является единство, или корпорация; для корпорации первична операция присоединения, корпорация (как это ни парадоксально) возрастает от использования (разумеется, именно в качестве корпорации, а не в качестве емкости для символов или ресурсов)..."
Тема шахмат - ресурс, который убывает. Это фигуры, оставшееся на часах время (в профессиональных партиях) и само пространство решений. Аналогичная ситуация в шашках, это всё будут
жестокие игры, основанные на принципах западной, океанийской логики.
А го - это восточная игра. Её тема - "
живая материя (организм, экосистема, корпорация)". Камни появляются на доске, позиции соперников переплетаются, образованная ими структура растёт, с каждым ходом становится всё сложнее, развивается. Идеальный исход партии - единство мыслей и чувств, достигнутое игроками.
Но тогда настоящая северная игра - это
столбовые шашки и
таврели :). Символы сохраняются при использовании, они неуничтожимы и неизменны. Сколько бы фигур или шашек не было на доске в начале, ровно столько и останется в конце. Но если взятый из столбовых башен "принцип башен" действительно соответствует "доминирующей ценности Евразийского типа", тогда автор ошибся. Первичной операцией для символа является не копирование, а присвоение.
(Кстати, японские шахматы, сёги, оказываются близким к Северу гибридом - в них фигуры тоже неуничтожимы и только меняют владельцев.)
Так что, всё зависит только от точки зрения. Выдуманный мной бог магии Магалокс способен лепить такие концепции, как пирожки - так, чтобы каждый пришедший к нему в гости получал свою, уникальную модель, которая всё объясняет.
[Здесь должна была быть ремарка на тему того, что фашизм-это-не-Запад-по-Крылову-а-скорее-Восток-но-если-вам-очень-надо...]