Шахматы и эмоции

Oct 14, 2009 03:21

" Тогда, давным-давно, предполагаемое начало звучало так: [этические системы Крылова] - это философская концепция на основе простых универсальных формул. Да, каждую из этих формул можно связать с определёнными стереотипами, существующими в массовой культуре. Тот факт, что люди в массе своей оперируют простыми формулами и стереотипами, позволяет нам использовать концепцию Крылова и играть с ней".

" У этических систем по Крылову есть три составляющие - формула, базовая эмоция и отношение ко времени..."

Настала пора немного поговорить про эмоции.

У Крылова "базовые эмоции" тоже определяются крайне просто и через элементарные понятия: "своё"-"чужое"; "утратить", "взять", "пофиг". Таким образом, у нас есть "страх", стремление сохранить своё; "ненависть", стремление вернуть своё; "зависть", стремление забрать чужое; а также неизбежное "пофиг" ("уныние" или "скука"). В надцатый раз повторяю, важно не слово ("страх", допустим), а значение, присвоенное ему в концепции Крылова.

С другой стороны. Описанные действия настолько элементарны, что схема Крылова обязана была где-нибудь воспроизвестись, именно в силу своей примитивности. И надо же случиться такому счастью - собирая материалы по контурам, я натолкнулся на откровенно слабый рассказ Генриха Альтова "Опалённый разум". Герой рассказа описывает чувства плохого игрока в шахматы:

"Что я обычно чувствовал, играя в шахматы?
Досаду - если не заметил хорошего хода. Страх - если допустил ошибку и противник мог ее использовать. Радость - если противник «зевнул» фигуру. И еще скуку, томительное ожидание, пока противник сделает ход и можно будет снова начать думать… Убогие чувства!"

Понятно, что шахматы сами по себе крайне упрощённая модель отношений; но в них есть своё и чужое, там можно терять и брать. Повторим ещё раз, что испытывает плохой игрок в шахматы:

Страх - если допустил ошибку и противник мог ее использовать.
Радость - если противник "зевнул" фигуру.
Досаду - если не заметил хорошего хода.
Скуку, томительное ожидание, пока противник сделает ход и можно будет снова начать думать.

Какое совпадение, правда? Сравним с определениями Крылова.

"Желание сохранить своё: страх

Сохранение - это поведение, направленное на то, чтобы своё осталось своим, то есть не было бы повреждено, уничтожено, или присвоено другими. Группа эмоциональных импульсов, побуждающих к подобному поведению, называется страхом. Таким образом, страх - это всегда страх перед потерей (жизни, имущества, свободы, чего угодно).
Страх всегда направлен на некоторое возможное будущее, на то, что может произойти: невозможно бояться того, что уже произошло или происходит сейчас".

Ну да, допустил ошибку - и противник может её использовать, может съесть твою фигуру. Естественно, бояться чего-либо можно только до тех пор, пока это не произошло на самом деле, потом уже настанет время других эмоций (досады-ненависти).

"Желание присвоить чужое: зависть

Присвоение - это поведение, направленное на то, чтобы нечто чужое (или ничьё) стало своим. Группа эмоциональных импульсов, побуждающих к подобному поведению, часто называется просто "желанием". Мы используем термин зависть, понимая его в самом широком смысле слова - как всякое желание обладать чем-то, сделать его своим (собственностью, правом, положением, чем угодно).
Зависть всегда направлена на нечто, существующее сейчас, то есть на настоящее...
Зависть является более сложной эмоцией, нежели страх, поскольку предполагает не только различение ситуаций обладания и лишения, но и представления о том, что обладать чем-то могут и другие (или никто), то есть представления о "чужом" (или "ничьём")".

Опять же, прямая параллель с радостью у Альтова, хотя и немного под другим углом. Безусловно, игрок в шахматах хочет брать чужие фигуры. И когда он имеет возможность сделать это, он испытывает радость, вернее даже злорадство. (Противник ошибся, и теперь я могу съесть его фигуру, ха!) Комплекс подобных эмоций у Крылова называется завистью "в широком смысле слова". И зависть Крылова, и радость Алтова направлены на настоящее; и тот, и другой описывают эмоцию, обратную страху. "Я могу потерять своё :(" или "Я заберу чужое! :)"

"Желание вернуть своё: ненависть

Желание вернуть своё принципиально отличается от желания присвоить чужое. Оно возникает в ситуации, когда своё продолжает признаваться субъектом именно своим, а тот факт, что им обладает кто-то другой, воспринимается как помеха. [С этой точки зрения объект ненависти не обладает тем, что субъект считает своим, а просто мешает субъекту обладать тем, что ему принадлежит. Поэтому единственным способом вернуть себе возможность обладания своим является не "обратное присвоение" (своё не признается чужим), а уничтожение помехи, препятствующей должному отношению к своему (например, ненавидимого человека). Ненависть предполагает, что "правильное положение вещей" восстановится само, как только будет убрана помеха.]
Ненависть всегда направлена на прошлое. Невозможно ненавидеть кого-то или что-то за то, чего ещё не произошло. С этой точки зрения прошлое в целом является универсальным объектом ненависти...
Ненависть явлется наиболее сложной из всех базовых эмоций, поскольку предполагает понимание разницы между отношениями и их реализацией, а также зависимость отношений от действий их участников".

Казалось бы, такое страстное слово - ненависть, и такое скучное слово досада. А суть при этом одна.
Досада точно также направлена на прошлое: я не заметил выгодный ход; я ошибся, и противник съел мою фигуру; я выстроил такую шикарную ловушку, а он в неё не попался...
И точно также, как и крыловская ненависть, досада является наиболее сложной эмоцией, "поскольку предполагает понимание разницы между отношениями и их реализацией". Хотел одного, а получилось совсем другое.
Более того, именно досада приводит к желанию вернуть своё, отыграться. "Эх, надо было тогда с другой карты ходить... ах, если б знать... ну ничего, ещё одна партейка, и я точно всё верну!"

(Впрочем, по Крылову, досада плохого игрока - это нечто вроде "ненависти, направленной на самого себя".)

"Безразличие к своему: скука и отчаяние

Особой формой поведения следует признать безразличие по отношению к своему. Отказ от усилий по удержанию, присвоению или возвращению своего также мотивирован эмоциональным импульсом. Соответствующую базовую эмоцию можно называть по-разному. Наиболее характерные ее формы - это скука и отчаяние.
Следует отличать безразличие от невнимания. Невнимание к чему-то может быть случайным. Безразличие - это сознательный отказ уделять внимание данному объекту. В таких случаях человек обычно говорит, что "это его не интересует". В той ситуации, когда он по какой-то причине все же вынужден направлять внимание на то, что не вызывает у него страха, зависти или ненависти, он чувствует "отсутствие интереса", то есть "скуку", "желание отвлечься"".

Это самое простое, тут, опять же, совпадение дословное. Плохому игроку не интересны размышления соперника, но он вынужден ждать, пока тот сделает свой ход. Отсюда и скука, томительное ожидание.

Таким образом, хороший игрок в шахматы не испытывает страха перед возможными потерями, не гоняется за фигурами противника (победа в шахматах определяется не по очкам, всё-таки), не позволяет себе отвлекаться на досаду по поводу упущенных шансов - и уж тем более, он не скучает, глядя на то, как его соперник делает ход. В конце концов, ход размышляющего соперника - бесплатное время для перебора вариантов, а возможность понять логику, которой он руководствуется в выборе того или иного продолжения - прямой путь к победе.

P.S. Ну да, я допускаю возможность, что Крылов читал Альтова, но, всё же, считаю, что это маловероятно.

P.P.S. Бессмертное:

"Предположительно, как мастер боевых искусств, я не сражаюсь, чтобы приобрести или потерять, не озабочен силой или слабостью, ни делаю ни одного шага вперёд и не отступаю ни один шаг назад. Враг не видит меня. Я не вижу врага. Проникая туда, где небо и земля ещё не разделились, где инь и янь ещё не возникли, я достигаю цели быстро и неотвратимо".

Такуан Сохо, "Хроники меча Таиа"

(продолжение следует...)

шахматы, концепция

Previous post Next post
Up