Изначальный постинг mortulo, в котором он попытался объединить Переслегина и Афанасьева. Да, я осилил все комменты!
Психе-йога Афанасьева.
Вступления никогда не было моей сильной стороной. Итак, суть психе-йоги покойного Афанасьева следующая. У каждого человека есть Эмоция, Логика, Физика и Воля. В зависимости от того, в какой последовательности они присутствуют в человеке (что из этого набора является для него первой функцией, что второй и так далее), определяется тип личности. Всего таких типов 24. Афанасьев назвал их именами известных исторических персонажей. Например, если мы встречаем последовательность Физика-Воля-Логика-Эмоция, то такой человек будет «собственником» (1-ая Физика), «дворянином» (2-ая Воля), «скептиком» (3-я Логика) и «зевакой» (4-ая Эмоция), или типом «Гёте».
Обоснование
Вообще, наверное, начать надо с того, можно ли вообще говорить о том, что Переслегин и Афанасьев писали об одном и том же? Между прочим, это совершенно неочевидно. Психотипы Афанасьева - это «поцелуй феи», люди с ними рождаются. Менталитеты Переслегина формируются с детства и вплоть до подросткового возраста, это просто набор рефлексов, убеждений и представлений об окружающей реальности.
Если говорить о моей «концепции», то у меня, например, мужчины и женщины отличаются друг от друга, а у Афанасьева - нет. Это фундаментальное различие.
Чтобы обозначить свою позицию, приведу следующие цитаты.
Афанасьев о мужчинах и женщинах:
«Особого разговора заслуживает так называемая "половая психологи". Обусловлена необходимость такого разговора тем, что человечество до сих пор находится в заблуждении, считая, что человек вместе с внешними признаками пола получает при рождении и определенные внутренние качества, черты характера, непременно увязанные с полом. И очень удивляется, когда обнаруживает, что это не так. "Ты же мужчина!" - в раздражении кричит оно человеку, у которого от мужчины только волосатый скафандр с пенисом, который всегда чувствовал себя не мужчиной, а самой настоящей женщиной. Скорее не половая психология существует, а есть определенные психологические претензии к полу. И нельзя сказать, чтобы они были полностью безосновательны».
Да. Я не доверяю людям, которые используют выражение «волосатый скафандр с пенисом». Не доверю, и всё.
Афанасьев о Воле:
«Так вот, лежа во тьме на раскладушке и вслушиваясь в ночное пенье комарья, я заметил, что комары не так однолики, как это выглядит во время загородных прогулок: они, мол, как завидят человека, так все прямиком бросаются пить его кровь. Опыт ночного сторожа убедил меня, что картина сложнее, что в характере и поведении отдельных особей есть существенные различия.
Одни комары, видимо, с 4-ой Волей, появлялись в моей комнате как бы случайно, поначалу лишь робко двигаясь вдоль стен, изображая праздных зевак, интересующихся исключительно архитектурой. Потом, так же, вроде без плана и личного интереса, комары начинали кружить, то приближаясь, то удаляясь и в явных колебаниях приближаясь вновь.Однако обычно стоило махнуть в их сторону рукой, как они сами, сразу согласившись с безнадежностью дальнейших попыток, улетали.
Другие комары, вероятно, с 3-ей Волей, поначалу бывали столь же робки, но проявляли гораздо больше настойчивости в достижении своей цели. Долго и последовательно сжимая облетами круг, они не успокаивались, пока не усаживались на меня. Следовал хлопок ладони, и, если он не приканчивал кровопийцу, то комар возвращался на исходную дальнюю позицию, и осторожная, смертельно опасная охота на меня возобновлялась.
Но однажды я почувствовал, что моей персоной заинтересовался не простой комар. Легко, стремительно влетев в комнату, он без колебаний и лишних раздумий прямо устремился на меня. Безапелляционная прямолинейность его поведения создавала впечатление, что он не имел и тени сомнения в своем праве сосать мою кровь. Я, категорически не согласившись с этим и в то же время не найдя в себе душевных сил для открытой борьбы, трусливо накрылся одеялом. Комар, деловито треща крыльями, подлетел и уселся на одеяло. Не берусь обьяснять, откуда взялось это чувство, но казалось, что это крошечное существо буквально меня попирает. Недолго постояв так, как бы обозревая свои владения, он стал перепархивать с места на место, неспешно погружая свой длинный носик в складки и ямки одеяла, в тщетной надежде добраться-таки до моих вен. Я лежал ни жив-ни мертв, хотя сомневаться в толщине одеяла не было причин. Но тут царственный комар допустил промах: по раздраженно-паническому треску его крыл я понял, что мой мучитель переусердствовал и провалился в одну из складок одеяла. Боже, кто бы знал, с каким наслаждением я, Эверест в сравнении с комаром, давил это крошечное, но крайне самоуверенное создание. Позднее, конечно, пришел стыд за наслаждение, при этом испытанное, но я до сих пор не могу с полной уверенность сказать, что борьба тогда была неравной».
Такие наркотики даже Переслегин не принимал! Как заметила
h_factor, «Что Афанасьев мог понимать в Воле, если его даже комары подавляли?»
Наконец, Афанасьев о Христе, или логика Афанасьева:
«…у Спасителя была 3-ья Физика, ясно зримая из его экстрасенсорных способностей…
Есть все основания предполагать, что Христос был невысоким, сутулым человеком, с худым носатым лицом, единственным украшением которых являлись присущие высокостоящей Эмоции большие, блестящие, очень выразительные глаза. Кроме того, более чем вероятно, что у Него наличествовал какой-то крупный и очень заметный физический недостаток: что-то вроде усохшей руки или ноги. Вывожу это из его экстрасенсорной обостренности восприятия и из того, что обычная для мужской 3-ей Физики тяга к блудницам т.е. женщинам, открытой, непринужденной, демонстративной сексуальности, так и не довела Его до греха. Хотя все предпосылки для грехопадения Иисус , очевидно, создавал сам, явно предпочитая общество блудниц всем другим. Но. Бог миловал и миловал скорее всего потому, что страх был сильнее вожделение, что для "пастернака" возможно лишь в случае обьективной, не поддающейся сокрытию несостоятельности внешних данных».
У Христа были экстрасенсорные способности, значит, у него была 3-я Физика, значит, он был уродом или калекой, потому что блудницы ему не давали. Знаете, это не логика. Это закос под логику, стилизация, не знаю, иллюзия логики, но не логика. Как в том анекдоте, «коробка квадратная, значит внутри что-то круглое, она чёрная, значит внутри что-то оранжевое, а если круглое и оранжевое, то это апельсин».
Мортуловщина
Как бы то ни было, Мортуло связал аристократов с 1-ой Волей, варваров с 1-ой Физикой, интелям ожидаемо досталась Логика, а буржуа у него получили 1-ою Эмоцию (!). (Буржуа оказались «романтиками», представляете?)
Контр-примеры
Очевидно, что это не так. Хех. Взять хотя бы варваров и Физику. Помните, я говорил о правилах и ассоциативном поле? Кого Переслегин имел в виду под «варварами», кого он приводит в пример? Среди политиков это Черчилль (1-ая Воля по Афанасьеву), Маргарет Тэтчер (аналогично, 1-ая Воля), Бисмарк, Пётр I. Заметили тенденцию? Из литературных персонажей Переслегин выбрал Оберона (короля Амбера) и Конана (короля Аквилонии). Никто ведь не сомневается в том, что у Конана первой функцией была именно Воля? Если брать мои примеры, то
Угг - совершенно очевидный «царь» (1-ая Воля). Прирождёнными лидерами следует признать и
Патрика Делроя (король Итаки!), и Тераи Лапрада из "Львов Эльдорадо" Карсака (ай, об этом забыл написать!).
Но это не значит, что у варваров обязательно должна быть Первая Воля. Какой-нибудь Франклин из гетто, вечная шестёрка с 4-ой Волей, тоже будет варваром. У
slavamakarov'а, судя по всему, 1-ая Логика, но и он, мягко говоря, не интель.
Или взгляните на аристократа из рассказа «
Улыбка капитана Дарванга». Какая у него Воля? Как бы не Четвёртая…
Короче, среди представителей каждого менталитета может встретиться любая последовательность функций.
(продолжение следует...)