Жирный пост, который получился намного более длинным, чем фильм того объективно заслуживает.
Сходил на "Геошторм". Не буду писать ничего банального, типа "дрянь и американская вонючка", или там "могли бы снять нормальный фильм, но решили снимать как всегда".
[Кстати, забавно, как выродились сайты новых фильмов. Раньше это был целый жанр, начало которому положили "Звёздные врата" в далёком 1994 году - если я не ошибаюсь, это был первый фильм, у которого была собственная страница в сети. И у дурацкого фильма "После Земли" 2013 года всё ещё был идейный и концептуальный интерактивный сайт. Теперь никто не знает, зачем это вообще нужно, но всё равно делают по инерции - за копейку, спустя рукава и с идеологией "хомпаги" девяностых годов. У "Геосторма" сайт именно такой, не сайт, а одно название. Круг замкнулся.]
Надо сказать, что тот же "Бегущий по лезвию: 2049" меня разочаровал гораздо больше, потому что я от него ждал намного большего, и там у творческой группы было всё, кроме сценария. "Геошторм" вообще ни на что не претендует, несколько фильмов до него ("Столкновение с бездной", "Послезавтра", нет им числа) показывали те же самые сцены, только качественнее снятые. Цунами накрывает небоскрёбы! Гонконг горит! Люди убегают от холода и обгоняют холод!
Зачем я пошёл на этот фильм? На то есть две с половиной причины.
Я люблю сюжеты про космос, и я люблю сюжеты про космическую программу будущего. (А не нынешние, обращённые в светлое брежневское прошлое российские фильмы - "советские космонавты в космос летали, американцев на Луне не видали".) Космоопера-ноль, все дела: никакого сверхсвета, никакой антигравитации, ближний космос.
И этот фильм, безусловно, имеет отношение к моим недавним темам - конспирология, "оранжевая" нео-татиба, парадигма контроля. Да, стыдно говорить, но меня заинтересовал сюжет.
Завязка отсылает к старому диснеевскому образовательному фильму
Eyes in Outer Space 1959 года (
1:58 - в кадре мелькает советский "Спутник-3",
12:35 - про ракеты и спутники,
15:13 - мир будущего). Общая идея: переход от предсказаний погоды к управлению погодой в реальном времени. [Сравните с советским диафильмом на ту же тему, "
В 2017 году" (1960).] И обратите внимание, как тема борьбы с плохой погодой становится политкорректной метафорой войны будущего: в диснеевском фильме разведывательные спутники оперативно засекают сосредоточение вражеских штормовых сил, офицеры в центре управления нажимают на кнопки, запущенные ракеты поражают цели. "Геосторм" - аналогично, гегемон диктует свою непреклонную волю в планетарном масштабе при помощи стратегического оружия космического базирования.
Итак, в фильме "Геошторм" климат Земли становится всё более хаотичным и непредсказуемым, стихийные бедствия происходят всё чаще, их последствия всё более катастрофичны. Для контроля над климатом создаётся глобальная система спутников метеорологического контроля и коррекции, плюс сопутствующая орбитальная инфраструктура. Естественные погодные условия на Земле сменяются искусственными, климат становится управляемым. Но, в итоге, сама система превращается в источник хаоса и нестабильности - цепочка сбоев грозит запустить глобальный планетарный шторм, климатическую катастрофу невиданного масштаба.
В рамках этой предпосылки, авторам предстояло выбрать один из двух путей, высокий или низкий.
1. Высокий путь - это мысль, которую Крайтон выразил в своём "Юрском парке". Абсолютный контроль ведёт к большей непредсказуемости: случайный сбой способен привести к каскадному обрушению системы.
[Я думал, у меня был об этом пост, но не могу его найти. Как-то я перечитывал "Спасите Галю" Булычёва (рассказ про самоорганизацию систем!), а заодно читал о компьютерных играх по мотивам "Юрского парка". Думал я примерно вот о чём. Никто так до конца и не раскрыл идею книги, но эта тема всё равно продолжала влиять на разнообразные адаптации намного более известного фильма, пусть и в виде информационной тени. В чём суть? На острове создаётся парк-заповедник нового поколения. Компьютерная система полностью контролирует происходящее в парке. Динозавры - это искусственно созданные существа, которые должны жить по законам естественной экосистемы, которая, в свою очередь, управляется при помощи компьютеров. Как замечает герой книги, математик Ян Малкольм (в фильме его играет Джефф Голдблюм), в какой-то момент совокупность из контуров управления и биологических организмов образовала систему нового порядка, которая превысила порог сложности. После этого поведение данной системы становится хаотическим. Более того, образовавшаяся система способна успешно пережить даже выход из строя "механической" части (компьютеры без электричества не работают, а воспитанные компьютером разумные рапторы вполне себе процветают). См. "Жестяной бор" Лазарчука.]
Ключевые реплики:
исполнитель, слепо следующий инструкции, неизбежно будет совершать ошибки. Эти ошибки будут накапливаться в системе, задавая этим ось её внутреннего времени, а следовательно, и создавая возможность для развития.
Представим себе, что человечество смогло лучше понять законы, управляющие человеческим обществом ("психоистория" и т.д.). А это, в свою очередь, дало возможность успешно корректировать параметры человеческого общества в ту или иную сторону ("социоинженерия"), то есть превратить знание в технологию. Сами модели, при этом, слишком сложные, чтобы их держать в голове или считать на бумажке, их правильный обсчёт требует сверхмощных (квантовых?) компьютеров. Решения в сфере политики и экономики начинают всё чаще приниматься с оглядкой на экспертные системы, неразумные, но способные к самообучению. Сама экспертная система, при этом, очень быстро становится "чёрным ящиком", по известным причинам...
Итак, понимание общих принципов работы социума ver. 1.0. приводит к тому, что к обществу (голему, Левиафану, etc.), подключается внешний контур управления, позволяющий значительно повысить эффективность его функционирования. А в результате появляется социум ver. 2.0, принципов работы которого не знает никто. Вскрыть и в деталях изучить эту систему невозможно - то есть, возможно, но в результате она схлопнется и перестанет работать.
В контексте "Геошторма", человечеству удалось построить полную модель земного климата - и создать технологическую систему, которая будет им управлять. Но результатом стал климат 2.0, выходящий за рамки моделей, описывающих "естественный" климат. Эта система перешла в хаотический режим - и привет, Геошторм.
[Про парадигму контроля, вот недавние и типичные посты
vasilisk_'а:
1,
2. Как он там пишет, "автоматический транспорт в светофорах не нуждается". Как просто было бы подчинить все процессы (начиная с транспортных потоков) единому центру, где сидят люди, нажимающие на кнопки! А потом убрать людей и оттуда, вообще исключить человеческий фактор. Но это только создаёт новые, неизвестные ранее виды уязвимости. Опять же, возвращаясь к крайтоновскому Яну Малкольму и его любимой
теории хаоса.]
2. Низкий путь. Американские инженеры строят орбитальную систему, позволяющую бомбить Землю [противооблачными] снарядами и нагревать поверхность сверхмощными лазерами до любой желаемой температуры. Внезапно оказывается, что эту систему можно использовать в качестве оружия - кто бы мог подумать! И теперь всякие нехорошие элементы хотят захватить космическую станцию, используя кибертерроризм, саботаж и старое-доброе космическое пиратство. Именно этот путь создатели фильма и выбрали, только без космических пиратов (а зря). Не "Юрский парк", а "
В осаде 2". (В фильме "В осаде 2: Тёмная территория", США вывели на орбиту "метеорологический" спутник, способный вызывать разрушительные землетрясения при помощи микроволн. Потом оказывается, что коды управления этим спутником утекли налево, и теперь это оружие в руках террористов. В "Геошторме" микроволны переплюнули - по сюжету, там есть спутники, способные проецировать на поверхность Земли космический холод посредством "звуковых волн", потому что "звуковые волны замедляют движение молекул".)
И да, всё ещё про "низкий путь". Создатели фильма слегка запутались с тем, чего же, в сущности, хотят зловреды. Захватить контроль над станцией управления и использовать её, чтобы шантажировать человечество? Или организовать один единственный супертерракт с миллионными жертвами, тот самый Геошторм, а затем взорвать станцию, чтобы сделать систему неуправляемой и замусорить орбиту обломками? Первый вариант звучит логичнее, но по сюжету выбор был сделан в пользу второго.
Про космос.
Система спутников показана совершенно анекдотично - как натянутая над Землёй сплошная проволочная сетка, в узлах которой ровными рядами закреплены спутники, неподвижно висящие над определённой точкой планеты. Так это не работает, мягко говоря.
При этом, чисто по-человечески радует картина "индустриального космоса" - ровные ряды круглосуточно готовых к запуску шаттлов (в духе идей фон Брауна 50-х годов); гигантская международная космическая станция, на которой работают сотни человек, и которая обладает собственными производственными мощностями для сборки и ремонта спутников; ещё более масштабная орбитальная инфраструктура, по отношению к которой станция выступает центром управления и снабжения.
Сами шаттлы "Геошторма" невероятно похожи на космические челноки из "Армагеддона", хотя те были чуть поинтереснее. Получается, что за двадцать прошедших лет реалистично-фантастические технологии так и не продвинулись вперёд.
Международная космическая станция, помимо прочего, демонстрирует забавный набор космооперных штампов. Например, шаттлы садятся в огромном ангаре, который затем наполняется воздухом, чтобы экипаж мог выйти из корабля по трапу прямо в ангар - очень рационально! Вообще, с рациональным использованием пространства на этой станции просто швах. Отдельные моменты, как мне кажется, стали результатом недоработок в процессе производства фильма. Например, на станции есть зал для проведения "голографических конференций". (У них там всё голографические, голографические панели вместо планшетов-смартфонов и всё в таком духе.) Джерард Батлер, исполнитель главной роли, заходит в этот зал и наговаривает свои реплики перед пустым пространством, чтобы туда потом вставили голографические проекции его собеседников. После этого, на постпродакшене, в этот зал врисовывают большой экран, на котором появляется плоская картинка - технология на уровне нынешнего Скайпа. Зачем нужна голограмма, показывающая плоский экран? Зачем отводить под проектор плоского экрана для связи с Землёй отдельный зал на космической станции? Молодцы, ничего не скажешь.
Ещё забавно, что у некоторых сотрудников космической станции есть личное огнестрельное оружие - как будто это совершенно нормальная и естественная вещь.
И ещё. На станции есть искусственная гравитация. Теоретически, это потому, что отдельные части станции вращаются, хотя демонстрируется это непоследовательно и неубедительно. Самая ржака - когда станция теряет энергию, вращение отсеков сразу прекращается, а искусственная гравитация "отключается", и персонажи взмывают в воздух. Это так не работает! (Хотя подобное я уже видел в фильме "Пассажиры".) Ну серьёзно, неужели там никому не пришла в голову мысль, что 1) если раскрутить барабан, то для его резкой остановки потребуется приложить усилие, мало просто перестать его крутить 2) если внутри вращающегося барабана находятся люди, а затем барабан резко остановят, то люди продолжат катиться дальше, по инерции? Одним словам, слава американскому образованию!
Да, слава американскому образованию. Из фильма можно узнать, что когда в США лето, в России - зима. Они действительно настолько тупые.
Хотя, конечно, мне сразу вспомнился роскошный отечественный трэш-фильм "
Колобаха", в котором коварные американцы сдвинули климатическую Ось Перельмана так, что в США теперь вечное лето, а в России - вечная зима (и так 80 лет). Ну правильно, раз в "Геошторме" весь климат теперь искусственный, то кем-то пришлось пожертвовать, например, русскими. В России - ледниковый период, зато у приличных народов всё хорошо. Это ведь капитализм, хорошей погоды на всех всё равно не хватит!
Теперь о конспирологическо-политическом аспекте.
По сюжету, пик климатических катастроф пришёлся на 2019 год. После этого ударными темпами была построена космическая станция и система спутников - в первый срок новоизбранного президента-демократа. Станцией временно управляет НАСА и американский Госдеп (!), но через три года, в год очередных президентских выборов в США, она должна быть передана под международный контроль. Американский президент-демократ (которого играет Энди Гарсиа) идёт на второй срок. Таким образом, республиканцы, не верящие в негативные климатические изменения и отрицающие способность человечества повлиять на климат Земли, теряют власть в двадцатом или двадцать четвёртом году, станцию вводя в строй в 2021 или 2025 (или в 2029, если до персонажа Энди Гарсия ещё один демократ отсидел два срока, с 2020 по 2028), а действие фильма происходит в 2024 или 2028 (или в 2032). При этом, сам фильм снимался в конце 15 года и должен был выйти на экраны весной 2016-го, просто его премьеру несколько раз откладывали.
Съезд демократической партии, президент готовится к новым выборам:
Радуют слоганы - "Единый мир" и "Вместе мы сможем". Платформа демократов сугубо глобалисткая.
Враги-зловреды - окопавшиеся в Госдепе американские националисты, мечтающие снова сделать Америку великой и не собирающиеся отдавать космические технологии двойного назначения в руки международного комитета. Главный гад (Эд Харрис), прямым текстом сообщает, когда именно Штаты были по-настоящему великими: "Ты слышал про 1945 год? Мы тогда была сияющим городом на холме, а не банком, который притворяется государством!"
1945 - год конца Второй мировой, год, когда Америка убедительно заявила о своей гегемонии, применив оружие массового поражения. Суть плана зловредов: мировая война уже идёт, пусть об этом и не сообщают в новостях. США должны использовать оружие космического базирования, чтобы спровоцировать Геошторм и уничтожить все альтернативные центры силы (которые в фильме, почему-то, представляют собой Дубай, Мумбай и Москву). После этого США окажутся наименее пострадавшей страной посреди руин старого мира = profit. Заодно, конечно, нужно перебить руководство страны (президента, вице-президента, спикера Палаты представителей и временного президента Сената), чтобы власть досталась госсекретарю-националисту - но все вышеперечисленные посты занимают демократы, съехавшиеся на съезд демократической партии, так что их можно накрыть одним ударом из космоса.
Естественно, зловредов обезвреживают и мир удаётся спасти (хотя жертвы измеряются миллионами, станция взорвалась, орбита замусорена на века, Дубай накрыло гигантское цунами, а центр Москвы превратился в пепелище).
Фильм заканчивается на оптимистичной ноте, одой мировому правительству: "Теперь мы единый мир, и мы вместе восстановим разрушенное".
Красноречивая деталь: среди флажков стран-участниц международного проекта климатического контроля нет российского. По сюжету, в строительстве космической станции участвовало 18 стран:
США, Великобритания, Франция, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Швеция, Канада, Германия, Швейцария, Бельгия, Бразилия, Япония, Норвегия, Китай, Мексика, Индия.
На самой станции, опять же, можно встретить специалистов из самых разных стран, включая даже нигерийцев, но только не русских. [Впрочем, это даже понятно - зачем России самой себе организовывать вечную зиму?] С другой стороны, также привлекает внимание отсутствие флага Евросоюза - все европейские страны-участники проекта представляют сами себя, а не Евросоюз.
С точки зрения конспирологического мифа, фильм прозрачен, как слеза, это ровно то, что я писал про первый Kingsman:
Фильм обыгрывает популярную в современной конспирологии идею Perfect Storm'а - глобального кризиса, который готовят мировые финансово-политические элиты с целью окончательно утвердить свою власть и сократить "лишнее" население.
Википедия: "«Идеальный шторм» определяется как крайне свирепая буря, возникающая в результате редкого сложения нескольких неблагоприятных метеорологических факторов, из-за чего суммарный разрушительный эффект значительно увеличивается. В дальнейшем данный фразеологизм начал широко использоваться в метафорическом смысле - для описания различных критических и кризисных ситуаций в экономике, политике, международных отношениях и других сферах... Ситуация, возникшая путём такого сложения ряда неблагоприятных факторов, в результате чего их суммарный негативный эффект существенно возрастает".
Геошторм = Perfect Storm. (В фильме Геошторм описывается, как ситуация, когда каждое стихийное бедствие становится триггером для следующего, пока большая часть Земли не окажется зоной климатической катастрофы - короче, как в фильме "Послезавтра".)
Кончается всё тем же:
Первый "Кингсмен" существует именно в этой парадигме. "Оранжевые" сообщают: мы не чёрная татиба, мы не будем скопом списывать в утиль всех неэффективных. Грядёт гражданская война внутри элиты, и если потребуется, мы перебьём всех козлов, кто когда-либо был готов согласиться на нечто подобное. (Но кризис остановить уже не удастся, жертвы всё равно будут, и "вся королевская рать" тут не поможет, мы просто постараемся по мере сил минимизировать потери.)
Всё накроется медным тазом, человеческая цивилизация уйдёт на перезагрузку, но мы постараемся минимизировать потери и провести Геошторм в формате нескольких отдельных кризисов меньшего масштаба.
Конечно же, показанный в фильме мир - это сценарий
Brown Tech, как он есть (климат ухудшается быстрее, чем сокращаются доступные энергоресурсы):
Brown Tech, "коричневые технологии" (директивно-централизованное сжатие). Образуется сочетанием быстрого и деструктивного потепления с медленным сокращением добычи природных ресурсов. Крупные развитые государства успевают подготовиться, сконцентрировав "полезное" население в укреплённых анклавах с опреснителями, аграрными комплексами и электростанциями. Происходит слияние корпораций и государственной власти ("корпоративизм", фашизм), личные свободы ограничиваются. Тем, кто не попал в анклавы, сильно не повезло. Элиты возлагают надежды на то, что жёсткие меры, концентрация капитала и директивное управление позволит высокоразвитым обществам пережить кризис и дождаться новых тучных лет (иначе говоря, что рано или поздно удастся изобрести гравицапу и реализовать сценарий техновзрыва)...
Приготовления к "коричневому" сценарию требуют огромных инвестиций в инфраструктуру и возможны только на уровне ведущих мировых держав.
Так что это фильм про "
оранжевое" будущее, что и так очевидно. С иронией можно заметить, что список 18 избранных стран - это те государства, на базе которых будут создаваться "оранжевые зоны" (
1,
2). В этом плане удивляет, что в списке есть Норвегия, но нет Израиля - вот уж кого точно должны были взять в дивный новый мир.
В фильме есть момент, когда главный герой пытается понять мотивацию англичанина, непосредственно инициирующего Геошторм (целый пласт смыслов! союз американских националистов и англичан против демократов-глобалистов!). Герой: "На что ты собираешься потратить полученные деньги? Вы же уничтожите весь мир". Англичанин отвечает: "Не весь, лучшие куски мы оставим себе".
А в другой сцене демонстрируется следующая карта, показывающая, какие регионы будут поражены в первую очередь, и это альтернативная схема возможного расположения "оранжевых" зон:
Карта совпадает со списком 18 стран лишь частично, но эти совпадения любопытны. Европу накроет, но Скандинавия практически не пострадает, и Швеция с Норвегией в списке. Мексика в списке, и её тоже не затронет. Израиль в безопасности, хотя в списке 18-ти его нет. Короче, хорошими местами для эмиграции в мире Геошторма будут следующие: Восточная Сибирь/Дальний Восток России; Запад США (и Мексика); Скандинавия (без Дании); Восточное Средиземноморье (Кипр, Израиль); Новая Зеландия.