Commandos: Behind Enemy Lines (1998)

Jan 15, 2017 17:53

Первая игра. Классика, попавшая в золотой фонд видеоигр в момент своего выхода.

Я читал о ней в компьютерном журнале, много лет назад, и уже тогда, по одному лишь описанию, понял, насколько это крутая игра. Так и оказалось.

Как и положено первой игре, она задала все основные особенности серии - фрицы, бочки, патрули. И пистолеты калибра 9мм с бесконечными патронами, как табельное вооружение коммандос.

В ней впервые появилась каноничная шестёрка персонажей - Зелёный Берет, Снайпер, Пловец, Сапёр, Водитель, Шпион.

1. Зелёный Берет, универсальный солдат и диверсант, как таковой. Самый сильный, быстрый и живучий боец. Умеет карабкаться по стенам и скалам, может закапываться в снег и песок, становясь невидимым для противника. Ставит звуковую ловушку-"пищалку", которая отвлекает и привлекает немцев противными звуками. Может таскать вражеские трупы (чтобы их прятать в укромном уголке) и взрывающиеся бочки (чтобы расставлять их в нужных местах). Основное оружие (помимо неизбежного пистолета) - нож, которым он бесшумно режет фрицев.

2. Снайпер. Несёт врагам смерть из своей бесшумной снайперской винтовки. Дальность поражения компенсируется крайне малым боезапасом - от 3 до 8 патронов, обычно 4-5. Я всегда фантазировал, что большую часть патронов Снайпер расстрелял на подходе к цели, пробивая коридор для команды. Одним словом, Снайпер умеет делать одну вещь, но он делает её хорошо. Если есть противный враг, который контролирует всё вокруг, и до которого очень сложно добраться (например, часовой на вышке), его снимает Снайпер. Снайпер настолько хорош, что может стрелять прямо из качающейся на волнах лодки, которой управляет Пловец.

3. Пловец, боевой пловец-ныряльщик. Умеет плавать под водой, становясь невидимым, а также раскладывать надувную резиновую лодку и убирать её обратно в карман. Он единственный, кто способен управлять вёсельной лодкой, обычной или надувной, а потому работает паромщиком для остальной команды. На коротких дистанциях может убивать немцев гарпунным ружьём или резать их ножом. В общем, отличный разведчик, способный найти плацдарм для высадки (невидимость в режиме подводного плавания), подготовить плацдарм для высадки (бесшумное гарпунное ружьё) и осуществить высадку команды (надувная лодка).

4. Сапёр, специалист по взрывчатке. Носит на себе гранаты, бомбы с часовым механизмом, фугасы с дистанционным подрывом. А ещё у него есть медвежий капкан. Капкан условно считается невидимым и бесшумным оружием убийства немцев. Моя реакция: ЛОЖЬ!

5. Водитель, массовый убийца. Водит всё, что ездит по земле, может угнать "ничейный" танк или бронемашину, сесть в стационарную пушку или за пулемёт. Носит на себе аптечку. В некоторых миссиях вооружён автоматом - читерским оружием, которое косит немцев, как траву. Водитель сразу запоминается характерным утвердительным откликом на команды игрока, "okey-dokey". Когда я играю за Водителя, я понимаю, что ему нравится убивать, и что он настоящий психопат. "Оки-доки!" Даже руководство к игре создаёт ощущение, что Водитель на гражданке работал на мафию в качестве чистильщика-ликвидатора. Да, его игровая функция - уничтожение врагов, и тут нет его вины. Если у тебя есть стационарный пулемёт, а из-за угла сейчас выйдет немецкий патруль, кто будет жать на гашетку, пока немцы не кончатся? Водитель. Если у тебя задание вида "уничтожить немецкую резидентуру", а под рукой только бензовоз, кто повезёт немцам подарок? Водитель. Водитель вступает в дело тогда, когда скрытность перестаёт быть фактором, когда наступает пора просто крошить немцев. Но когда ты имеешь дело с Водителем, ты понимаешь, что он наслаждается происходящим.

6. Шпион. Переодевается в немецкого офицера, если найдёт на уровне немецкую форму (в первой игре офицерская форма всегда болтается на сушилке вместе с постиранным бельём). В качестве немецкого офицера может свободно ходить среди солдат и отвлекать их разговорами, заставляя разворачиваться к себе лицом, к Зелёному Берету задом. Ещё Шпион умеет бесшумно убивать немцев, делая им смертельные инъекции шприцом - в первой игре запасы яда у него бесконечны. Шпион, подобно Зелёному Берету, может таскать трупы.

Мне прямо хочется разложить этих ребят по какой-нибудь системе (PGMV, кхе-кхе)... ладно, сейчас не об этом. В любом случае, это яркие и выпуклые образы.

Общие правила. Есть немцы стационарные, есть немцы, которые ходят взад-вперёд, а есть патрули из нескольких солдат (от двух до пяти), которые обычно ходят по закольцованному маршруту. Патрули приходится просто терпеть, потому что практически невозможно бесшумно убить несколько немцев разом, не подняв общей тревоги. Патрули убиваются либо автоматной или пулемётной очередью (Водителем), либо гранатой или подрывом фугаса (Сапёром), либо взрывом бочки, заранее установленной в нужном месте и взорванной выстрелом из пистолета (Зелёным Беретом). На уровнях есть бараки с немцами - если поднята тревога, из бараков выходят дополнительные усиленные патрули. Если перебить усиленный патруль, из барака выйдет новый, и так далее. Другое дело, что бараки не бездонны, поэтому рано или поздно немцы закончатся, и ещё большинство бараков можно просто взорвать (фугасом, бочкой, грузовиком, даже простой гранатой).

Типичная миссия состоит из трёх фаз. Во-первых, фаза скрытого проникновения, когда Зелёный Берет, Пловец или Шпион при поддержке Снайпера расчищают проход к цели, стараясь не поднимать тревогу. Затем к цели пойдёт Сапёр, который заминирует всё, что надо взорвать, насколько хватит взрывчатки. Наступает вторая фаза, фаза уничтожения целей: если до этого момента тревога ещё не была объявлена, то тут оставшиеся в живых немцы наконец-то понимают, что на них напали. Тогда наступает третья фаза, фаза отхода: коммандос должны обеспечить себе эвакуацию с уровня. На этой стадии Сапёр работает гранатами, если они у него ещё остались, Снайпер расстреливает последние патроны, и в игру вступает Водитель, так как эвакуация нередко происходит на грузовике, бронемашине или даже на танке. Руины и горы трупов - вот что представляет собой уровень, когда диверсанты заканчивают свою работу.

За успехи в выполнении заданий игроку присваивают новые звания, от капрала до фельдмаршала (капрал->сержант->квартирмейстер->лейтенант->капитан->майор->полковник->бригадир->генерал->фельдмаршал). Я закончил игру майором, потому что я, видимо, всё-таки донышко. Даже когда я переигрывал самую первую миссию, пройдя всю кампанию и следующие две игры, я не смог получить за неё максимальный балл. Вот настолько там высокие требования. [Вторую игру я закончил бригадиром. Дополнение к первой игре - генералом, и мне всего одного деления не хватило до фельдмаршала. А то был бы я фельдмаршалом спецназа, представляете? Видимо, командовал бы группой армий специального назначения.]

Я тут хотел поговорить о том, что мне нравится в этой игре. Честно говоря, мне в ней почти всё нравится. Мне нравится, как игрок начинает кампанию с взрывов складов, а заканчивает охотой на баллистические ракеты (Фау-2) и саботажем немецкого атомного проекта. Как говорится, новая война начнётся с того, чем закончилась предыдущая; последние задачи коммандос в этой игре - это те задачи, для выполнения которых будут готовить диверсантов в годы холодной войны, борьба с вражескими средствами атомного нападения.

Мне нравится ненавязчивый сюжет, который при должной фантазии проглядывает за сухим текстом брифингов. Например, первые миссии происходят в оккупированной Норвегии в начале 1941 года. Общая задача, как сообщает нам начальство, состоит в том, чтобы серией диверсий создать у немцев впечатление о том, что англичане готовят высадку десанта. (Естественно, немцы на такую глупость никогда не купятся.) А потом, в мае 1941 года, игроку приказывают взорвать дальнобойное крупнокалиберное железнодорожное орудие, которые немцы куда-то перегоняют по рельсам. Спрашивается, зачем немцам в Северной Европе такая штука? Возможно, её везли в подарок финским союзникам, в интересах дальнейшего использования на севере СССР. То есть, в мае 1941 года английское командование уже знает о плане "Барборосса", хотя, естественно, нам, рядовым исполнителям, об этом не сообщают.

К концу игры, правда, создаётся впечатление, что последние уровни были сначала нарисованы, а потом уже снабжены исторической обёрткой. Иначе выходит, что по версии создателей игры, зимой 44/45 года жители Голландии, Бельгии и Германии могли наблюдать "зелёное Рождество" - с ноября по февраль игрок топчет сапогами зелёную травку. (Это такая, особая геймдизайнерская логика. Снежные уровни были в начале, это Скандинавия. Потом были пески Северной Африки. А конец игры - это Западная Европа, и она зелёная. Хотя зима.)

Независимо от травки, там есть два отличных уровня, действие которых происходит на одной и той же карте (или как нарисовать 19 карт и сделать из них двадцать уровней).

Сентябрь 1944 года, операция "Маркет Гарден", дерзкий удар союзников, пытающихся пробить себе путь к сердцу Германии и закончить войну досрочно. Задача диверсантов - предотвратить подрыв стратегически важного моста. Мост заминирован в трёх местах, немецкие сапёры постоянно поддерживают друг с другом связь и готовы взорвать мост при малейших признаках вражеской атаки. Работают Шпион, Пловец и Снайпер. Шпион в форме немецкого офицера гуляет на одном конце моста, пасёт "своего" сапёра и ждёт, когда все патрули и часовые будут смотреть в другую сторону. ("Почему этот офицер так на меня смотрит? Он что, педик?" - подумал немецкий сапёр и тоже демонстративно отвернулся.) Раз - и в спину сапёра втыкается шприц с ядом. Два - на островке посреди реки два сапёра готовы подорвать свой заряд, но тут из воды поднимается Пловец и расстреливает их из пистолета. Три - на другом конце моста последний сапёр бросается к детонатору, но его догоняет пуля Снайпера. Подрыв моста предотвращён, союзные войска могут его захватить и наступать дальше.

Пару миссий спустя. Декабрь 1944 года, немецкое контрнаступление в Арденнах. Помните тот мост? Теперь вы должны его взорвать, потому что он является ключевым звеном снабжения наступающей немецкой группировки. Те же, там же. [Но с Водителем и Зелёным Беретом вместо Шпиона - на сей раз, задача заключается в тотальном уничтожении всего живого и разрушении всего, что можно разрушить.] И после выполнения задания руины моста остаются стоять немым памятником человеческому безумию, которое есть война.

Наконец, в этой игре была совершенно роскошная и так и непревзойдённая последняя миссия. (После дурацкой и слабой предпоследней, где надо было в январе 1945-го взорвать ракеты Фау-2 на пусковых, воткнутых посреди безыдейного "летнего" уровня.)

Мрачный немецкий замок-крепость. Последний оплот нацистского режима. Как всегда - баллистические ракеты и, возможно, доведённое до ума атомное устройство. В финальной миссии участвуют все шесть коммандос, и для каждого найдётся место. Зелёный Берет залезет по отвесной стене и начнёт тихонько резать охрану.Он пробьётся сквозь стрельбище и откроет заслонку, чтобы Пловец мог из рва попасть во двор замка. Зелёный Берет и Пловец в четыре руки (гарпунное ружьё, нож, пищалка) снимут охрану ворот и впустят внутрь остальных. Шпион и Снайпер нейтрализуют самых "сложных" немцев. Сапёр заминирует цели и замкнёт контакты, а потом они все сядут в танк и Водитель пойдёт на прорыв, взрывая бараки и истребляя выбежавших по тревоге немцев.

Прорыв сквозь стрельбище - это отдельный минишедевр. Стрельбище - это единственное место в замке, где звуки выстрелов не приводят к объявлению общей тревоги. Там с самого начала находится несколько немцев, которые палят по мишеням. И Зелёному Берету нужно как-то от них избавится, перебегая от укрытия к укрытию и играя с немцами в прятки вокруг мишеней. Представляю себе эту сцену! "Здравствуйте. Я  - боец английского отряда специального назначения. Сегодня вы будете сдавать мне экзамен по стрелковой подготовке. Сразу предупреждаю, сдадут его не все!" Никто не сдал, всех завалил. Да, в зависимости от мастерства игрока, Зелёный Берет проходит это место с большими или меньшими потерями, но даже полуживой от ран, он выполняет свою задачу. Я там немного сжульничал, я сразу успел поднять заслонку и впустить на стрельбище Пловца, так что он тоже участвовал в веселье, только у него гарпун бесшумный, немцы не могли понять, откуда он стреляет. Да, окрестные немцы и патрули видели лежащие на стрельбище трупы (лютует новый инструктор!), но это зрелище просто вызывало у них неудержимое желание сходить туда на разведку. Всё, что происходит на стрельбище, остаётся на стрельбище, и те, кто приходил, тоже там оставались.

игра

Previous post Next post
Up