Иллюстрация из ленты

Oct 29, 2012 04:32

Вот, кстати, классический пример " технологического" подхода (Переслегин, кажется, употреблял ублюдочный термин "техно-технологический"):

"Знаешь, я думаю современным писателям нужно не карту рисовать по сюжетному раскладу (с севера живут орки, отделим их горным хребтом), а сперва нагенерировать в какой-нибудь программе рельеф, климат, ландшафт, а ( Read more... )

npzr

Leave a comment

gritzhald October 29 2012, 07:06:31 UTC

Человек не может одинаково разбираться во всём. Это, кажется, достаточно ясно.
Суть технологической цивилизации отчасти состоит в разделении труда. Что, в общем-то, тоже достаточно ясно. Целиком перекладываемый на машины труд - в основном физический. Но машину, разбирающуюся в динамике плит или в социальном развитии, сначала должен кто-то запрограммировать. Следовательно: машина - средство транспортировки умственного труда одного человека к миллионам других людей.
Что характерно, апологеты магической, йогической, биологической или ещё какой подобной цивилизации часто рисуют её в противоположном ключе. Человек гениально развивает себя сам - но "оторвать от себя" плоды своего развития для помощи неимущему практически не может. И получается - башни колдунов на фоне классического Средневековья, а также периодически блуждающие то там, то здесь монстры, отходы магических экспериментов. И - рост классовой напряжённости: один слой общества всё более озлобляется против другого. Или не озлобляется - смотря как вести public relations. Отношение может балансировать от преданно-преклонённого до скрыто-недоброжелательного. Но, учитывая мощь сверхлюдей, характер получения ими этой мощи и проистекающее из этого отношение к "ничего не умеющему добиться быдлу", можно предположить, что им будет трудно совместно договориться о "стратегии ублаготворения".
Что касается необходимости правдоподобия романов на геологическом, или там, социальном уровне - всё зависит от компетентности читателя. Вполне вероятно, что профессиональный геолог не сможет целиком погрузиться в атмосферу придуманного мира, явно противоречащего геофизическим законам. Или ему придётся встать на путь фанфикерства внутри себя, придумать некое натянутое объяснение "Откуда взялся сей геологический парадокс", никак не описанное в самом романе.
Или - просто отключить при чтении часть мозга.
Что, конечно, тоже прекрасно.

Reply

arishai October 29 2012, 15:34:54 UTC
Ничего личного. :)

"Или - просто отключить при чтении часть мозга."
Вы об этом много чего знаете, если судить по вашему комментарию.

Reply

gest October 29 2012, 15:39:35 UTC
Хм.

Частично это не по теме, частично просто неправильно, частично я уже писал об этом в предыдущих выпусках.

"Что касается необходимости правдоподобия романов на геологическом, или там, социальном уровне - всё зависит от компетентности читателя. Вполне вероятно, что профессиональный геолог не сможет целиком погрузиться в атмосферу придуманного мира, явно противоречащего геофизическим законам".

Этот кусок, может быть, продиктован благими намерениями, но это же просто не так!

Или выйдет, что специалист по Бронзовому веку в Средиземноморском регионе не сможет читать Гомера. Ну что ему делать, включать или выключать мозг во время чтения? Очевидно, что включать.

Я бы сказал, что человек, знающий, что "сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок", умнее того, который этого не знает. (И считает, что в книгах описывается реальность, а когда эта "реальность" противоречит содержанию школьных учебников, по которым он учился, впадает в когнитивный диссонанс.) А вы как думаете?

Reply

gritzhald October 29 2012, 15:51:26 UTC

Относительно машинной цивилизации и разделения труда:
- сказанное вполне по теме, поскольку обосновывает оправданность привлечения автором сторонних ресурсов (в том числе машинных) для достижения цели в виде полноценно правдоподобного описания мира, если он эту цель ставит (а имеет полное право и не ставить).

Относительно "сказка ложь, да в ней намёк":
- мне, при наблюдении мною линии защиты некоторых литераторов их сторонниками, использующей позицию "Как вы не понимаете, это же фэнтези! Как вы можете придираться к неправильной конструкции арбалетов или к неудобству ношения двуручного меча", эта позиция всегда казалась немного унижающей самих "защищаемых" авторов. Хотя ясно, что полноценно правдоподобный мир описать нельзя. Так же ясно, что фэнтези, в большинстве своём, "не о том". С другой стороны, ясно, что никакое "не о том" не спасёт от критики автора, персонажи которого минуту назад были описаны как люди, а сейчас описаны как хоббиты, причём без упоминания об их способности трансформироваться. А ведь грань между "Так нелепо, так явно самопротиворечиво, что никакие рассуждения на тему образности и аллегоричности не спасают" и "Нелепо и противоречиво, но читать можно, просто пытаясь концентрироваться на другом" сугубо субъективна и в первую очередь зависит от того, какие противоречия и насколько кажутся читателю очевидными.

О Гомере:
- по-моему, те, кто его читает, включая историков, как и при чтении фэнтези, формируют в воображении собственный мир. Внутри непротиворечивый.
Почему с геофизикой так не получается (или может не получаться) - потому что, если напрямую не сказано о том или ином отличии законов описываемого мира от нашего, то, как правило, мы представляем себе это отличие в описываемом мире отсутствующим.

Reply

aono October 29 2012, 16:47:33 UTC
"Почему с геофизикой так не получается (или может не получаться) - потому что, если напрямую не сказано о том или ином отличии законов описываемого мира от нашего, то, как правило, мы представляем себе это отличие в описываемом мире отсутствующим."
У Стругацких восстание рабов было растоптано шипастыми подковами боевых верблюдов. И, в общем, Антон не начинает в своих размышлениях прорабатывать историю развития животного мира планеты, на которой расположен Арканар.
А как имено должно постулироваться отличие геофизики, скажем, Вестероса и Земли, мне любопытно. Кто и кому там должен читать эту лекцию? Или вот Толкина взять - так и вижу, как Саруман (майя Ауле, так что разбирается, наверно) читает пришедшим к нему Гендальфу и прочим лекцию о сравнительных отличиях геофизики в разных мирах...

Reply

gritzhald October 29 2012, 17:35:44 UTC

Да, это довольно тонко - определение грани. Что тут можно сказать? Если мир описывается землеподобным, если участие богов или иных особенных сил в формировании его ландшафта не упоминается, то большинству читателей покажется естественным предположить, что он сформировался подобно Земле.
К счастью для себя, большинство читателей не геологи.

Reply

aono October 29 2012, 18:10:04 UTC
Большинству читателей покажется естественным предположить, что он сформировался подобно Земле, но они не геологи и не заметят ошибки.
Некоторой части читателей, которые разумные и добросовестные геологи известен принцип приоритета эмпирических данных над теорией, и, сталкиваясь с данными, которые противоречат теории, они признают неработающей теорию. То есть, это реакция "наверное, этот мир формировался как-то иначе, нежели Земля".

И все-таки вы не ответили на заданный вопрос - как вам кажется, где, кто и кому в тексте Властелина Колец должен читать лекцию по геофизике?

Reply

gritzhald October 29 2012, 20:12:25 UTC

Лекцию читать не обязательно. Достаточно было бы упомянуть богов или иные подобные факторы... но, впрочем, во Властелине Колец они и так косвенно упомянуты. Не помню, упоминается ли там сотворённость мира как таковая, но, если и нет, то в Сильмариллионе этого хватает.

Да, геолог может использовать такое объяснение, но получится расплывчатость в вариантах. Неясность, как именно сформировалась фэнтезийная твердь. То, что я назвал в первом комментарии "путём внутреннего фанфикерства".

Можно, конечно, удовлетвориться и неопределённостью как она есть...

Reply

aono October 29 2012, 20:38:14 UTC
Ага, то есть it`s magic - вполне достаточный аргумент для геолога, которого интересует, как сформировалась твердь Средиземья, которому недостаточен тот факт, что она такова, какой ее описал автор?

Reply

gritzhald October 30 2012, 00:35:00 UTC
Он не противоречит внутреннему устройству мира. Писатель же, для созданного им мира, - артефакт внешний и как бы даже ненужный)

Reply

gest October 29 2012, 16:48:05 UTC
Итак, когда человек читает Гомера, у него в голове возникают "картинки". Правильно. Есть "картинки" в голове автора, есть "картинки" в голове читателя, и есть текст, который их связывает. И?

"...обосновывает оправданность привлечения автором сторонних ресурсов (в том числе машинных) для достижения цели в виде полноценно правдоподобного описания мира, если он эту цель ставит (а имеет полное право и не ставить)".

Итак, автор может ставить цели, а может не ставить, может привлекать ресурсы (кто ему запрещает?), а может и не привлекать. Короче, своя рука владыка. Автор сам решает, что ему писать, как и о чём, и какие приёмы при этом использовать.

И? Несколько бессмысленное в своей очевидности заявление, вы не находите?

Про разделение труда - тоже неосмысленно. Крестьяне на полях, рыцари в замках - это разделение труда. Женщины с детьми, мужчины на охоте - это разделение труда. Это как сказать, что "машинная цивилизация - это торговля". А что не торговля?

Я вообще не уверен, что вы понимаете, о каких именно "пиратах, ниндзя, зомби, роботах" идёт речь.

Я не говорил про защиту авторов от чего-либо.

У меня из-за этого возникает ощущение, что вы разговариваете сами с собой. Я-то говорил о вполне конкретной вещи.

Reply

gritzhald October 29 2012, 17:27:58 UTC

Во-первых,
утверждать саморазумеющееся обычно нет смысла, вы правы. Необходимость таковая возникает лишь в том случае, если кто-то пытается саморазумеющееся отрицать - или, владея инструментами психологии, создать впечатление такое отрицания, пусть и без прямого применения определённых слов.
Ваш пост содержит отчётливый негативный посыл в адрес "идеи использования писателем машины для геологических расчётов". Хотели вы этого или нет, нашёл бы юридический крючкотвор в вашем тексте прямые доказательства присутствия негатива или нет, - это собственно неважно.

Во-вторых,
я не говорил о "пиратах-ниндзя-зомби-роботах". Из-за того, что я сослался на концепцию, косвенно пересекающуюся с некоторыми вашими былыми постами в ЖЖ, у вас создалось впечатление, что я оперирую вашими концепциями и вашим терминологическим аппаратом. Это бывает. Вера человека в наибольшую правильность придуманной именно им системы дифференцирования вполне естественна.
Впрочем, здесь возникает вопрос: что вообще следует понимать под "правильностью" системы дифференцирования? К примеру, в xUSSR вроде бы делили общества на социалистические, капиталистические, феодальные и первобытно-общинные - эта система дифференцирования была "неправильной"? Или все системы дифференцирования правильны, если они не противоречат сами себе и если делят объективно существующее, и говорить можно лишь о сравнительной пользе, приносимой каждой из них?
В общем, ваших "пиратов-ниндзя-зомби-роботов" я не касался, как и переслегинских. Я отталкивался скорее от общепринятого набора концепций и ассоциаций, касающихся технологического и иных путей развития. Что не обесценивает мои рассуждения, а скорее наоборот, ибо, чем дальше та или иная система рассуждений ссылается на саму себя, закукливаясь, тем дальше она уходит от общепринятого аппарата концепций - и соответственно тем больше рискует окончательно отдалиться от реальности.

В-третьих,
разберём ситуацию поэтапно.
#1. Писателю указывают на опечатку в тексте. "Здесь вы написали 'карова' вместо 'корова', а здесь не поставили запятую".
Как правило, такого рода опечатки писатель без спора исправляет. Морщится, но исправляет. Конечно, есть особо одарённые особи, которые пытаются сражаться за каждую запятую и утверждать, что это их авторский знак, но мы ведь не будем говорить о них?
#2. Писателю указывают на очевидную логическую ошибку. "Здесь у вас персонажи вдруг стали хоббитами, хотя вроде заявлялись как люди". Или "Здесь у вас инопланетный пришелец вдруг назвал героиню Ольгой, хотя земных имён он по идее не знает, в то время как до этого она называлась ему исключительно Олей - уменьшительно, то есть".
Писатель здесь обычно морщится чуть сильнее, но всё же исправляет ошибку. Или - вставляет допущение, как-то её объясняющее и тоже таким образом устраняющее.
#3. Писателю указывают на ошибки сложнее, касающиеся двуручных мечей. Или арбалетов. Или - чего-то ещё.
Вот здесь уже начинаются холивары.
И разговоры на тему "Это всего лишь фэнтези".
Ясно, что всё дело в действительности - в цене устранения ошибки. Чтобы переправить опечатку, надо нажать пару клавиш на клавиатуре, чтобы переправить "Ольгу" на "Олю" или "хоббитов" на "людей" - ненамного больше. Но исправление специфических ошибок требует некоторого перестраивания сюжета, что уже сложнее.
Вывод?
Высокопарные рассуждения на тему "Это всего лишь фэнтези" или красивое "Я пишу о другом" являются лишь попыткой сделать хорошую мину при плохой игре.
Как и все эти рассуждения на тему того, что правдоподобность мира-де неважна.
Каждый хотел бы сделать свой мир максимально правдоподобным во всех отношениях, от геологического до психологического. И - сделал бы, если б добиться этого было бы так же просто, как переправить опечатку.
Но некоторые - ленятся.

В-четвёртых,
я действительно достаточно давно читаю ваш журнал. Мне известны как некоторые ваши зоны интересов, так и некоторые психологические недостатки. Например, нежелание объяснять вещи, кажущиеся вам с вашей интеллектуальной высоты просто элементарными и самоочевидными, - в таких случаях вы обычно просто прекращаете дискуссию.
Сейчас же, исходя из вашей реакции на комментарии других к этому посту, я нахожу, что у вас просто сегодня плохое настроение.

Reply

h_factor November 3 2012, 19:07:30 UTC
Майн фройнд, простите, но ваша стена неразборчивого текста содержит ровно один посыл: доказать, что автор не так крут, как, по вашему мнению, он о себе думает.
Признаться, мне вас жаль. Как бывает жаль человека, не способного выдать хотя бы один связный абзац, но уже стремящегося принизить настоящий талант.

Reply

gritzhald November 3 2012, 23:21:27 UTC

Ох...
Пошло, поехало.
Социальные игрища. Вопросы иерархий. "Слушай не то, что буквально сказано, а с какой интонацией, с какой мимикой, кем сказано, кому сказано и как". Very well. Excellent.
Мне это не любо.
Ещё после самого первого коммента Ариши у меня возникло ощущение, что меня в это втянут, но я не послушался интуитивного желания далее ничего не писать.

A propos: я осознаю, что автор сего журнала занимает недосягаемую для многих и в особенности для меня интеллектуальную высоту. Часть моего комментария для того и назначалась, чтобы продемонстрировать сие, равно как и нежелание кого бы то ни было задеть. Каюсь за некоторый сарказм в отношении ниндзя-пиратов-зомби-роботов: то, что я не использую авторские концепции, можно было объяснить и мягче.

Reply

gritzhald October 29 2012, 17:40:49 UTC

По поводу разделения труда, наверное, я выразился не совсем чётко. Технологическая цивилизация позволяет разделять труд не только простейшим образом вроде названного вами, но и отчуждать сложные интеллектуальные его формы. То самое "пошёл купил электрический фонарик". В фэнтези, разумеется, также зачастую существуют "магические артефакты" и изредка их производство даже поставлено на поток - но это уже "новодел", мало отношения имеющий к традиционным представлениям о магии.

Reply

aono October 29 2012, 16:52:30 UTC
>И получается - башни колдунов на фоне классического Средневековья, а также периодически блуждающие то там, то здесь монстры, отходы магических экспериментов. И - рост классовой напряжённости: один слой общества всё более озлобляется против другого. Или не озлобляется - смотря как вести public relations. Отношение может балансировать от преданно-преклонённого до скрыто-недоброжелательного. Но, учитывая мощь сверхлюдей, характер получения ими этой мощи и проистекающее из этого отношение к "ничего не умеющему добиться быдлу", можно предположить, что им будет трудно совместно договориться о "стратегии ублаготворения".
Да, разумеется, в условиях технологической цивилизации все происходит совершенно иначе. У нас в фэнтези, как правило, описываются технологические цивилизации, использующие нечто, называемое "магией".
Хотя есть исключения. К магической цивилизации принадлежит, например, Гендальф - и вы знаете, он вот как-то справляется с отрыванием своих достижений для помощи неимущему. И Саруман до падения тоже. И у Галадриэли неплохо выходило.

Reply


Leave a comment

Up