Помните, был у меня пост про балет "
Золотой век"?
"
В сопровождении местных рабочих приходит советская команда. Ее капитан нравится Диве, которая пытается обворожить его и приглашает на танец. Отказ капитана вызывает возмущение публики. Дива демонстративно танцует эротический танец со своим партнером. Капитан футбольной команды обращает на себя внимание Директора выставки ловкостью и пластичностью. Директор задумывает привлечь его на рекламно-агитационный танец, который должен продемонстрировать мирное единение классов. Выносят плакат, возвещающий о совместном танце советского футболиста и Дивы. Она подносит капитану команды бокал с предложением выпить за здоровье фашистов, но он отказывается. Возмущенные фашисты кидаются на него, он, защищаясь, подымает футбольный мяч. Приняв его за бомбу, все бросаются на пол. Оставив мяч у головы лежащего на полу Директора, капитан с товарищами уходит. Фашисты видят свою ошибку и продолжают танцы.
Негр, капитан команды и советская Комсомолка прогуливаются по городу. За ними следят сыщики, которым удается подсунуть в карман капитана фальшивки. Всех арестовывают. Негр бежит, увлекая за собой Комсомолку. За ними гонятся полицейские.
(...)
В мюзик-холле идет праздник «золотого века». Фашист, переодевшийся в форму капитана советской команды, вместе с Дивой демонстрирует в танце «мирное сотрудничество». Их выступление перерастает в массовый танец. Рабочие освобождают политических заключенных из тюрьмы и окружают мюзик-холл. Западная комсомолка разоблачает фашиста, игравшего роль советского капитана. Публика в панике. Рабочие и советская команда объединяются в танце солидарности".
Представьте, что мы решили сделать из этого фантастическое произведение. Советские футболисты станут выходцами из развитого коммунистического общества, которые попали в мир разнузданного олигархического фашизма; потому что нам надо "ополитизировать спектакль, заострив и уточнив в нем борьбу двух миров, причем <...> буржуазный мир должен быть подан в гротесковом виде".
У коммунистов-пришельцев совершенные тела, гармоничная психика, они свободны внешне и внутренне:
"Сопоставление двух культур являлось моей главной задачей при сочинении «Золотого века». Эта задача выполнялась так: западноевропейские танцы носят характер нездоровой эротики, что так характерно для современной буржуазной культуры, советские же танцы я считал необходимым насытить элементами здоровой физкультуры и спорта".
"Резкое различие между танцевальными движениями пролетариата и буржуазии, определившееся в результате наших исканий и выразившееся в том, что пролетарская часть строится изнутри (эмоционально), т. е. не имеет заранее готового формального построения и состоит в демонстрации здоровья, силы, бодрости, радости и т. п. (причем техника наших танцев не предусматривается заранее, а определяется самим танцем)".
Сцену с капитаном команды, парализовавшим фашистов своим мячом, можно переосмыслить с применением какого-нибудь инфразвукого устройства или прямого психического воздействия, ну и так далее. В конце начинаются массовые беспорядки местных, которые сумели осознать, что так дальше жить нельзя и что иначе жить можно.
Но ведь фантастическое произведение по такому сюжету уже написано. Оно называется "Час быка". [С другой стороны, получается, что ефремовские люди будущего - это выходцы из сильно идеализированного сталинского СССР, только без главной проблемы этого общества, то есть, без Сталина :-D.]
Я не говорю, что Ефремов видел балет "Золотой век". Но что он, другого не видел? Он жил в то время, он был молод (в 1930 ему было 22 года), тогда всё этим дышало. Что он привнёс в этот сюжет? Ну, женщин. Вроде как, Ефремову не нравилось, когда мужики пляшут и трясут яйцами демонстрируют красоту и силу своего тела. Он хотел на женщин смотреть, у него и "капитан команды" стал женщиной. Это уже индивидуальное, безусловно. Или прогрессивное.
...Мораль в том, что, как мне кажется, большинство людей воспроизводит паттерны своего детства и молодости. Я вот навсегда останусь человеком девяностых-начала двухтысячных, все мои образы и ассоциации оттуда (ну и из самого конца восьмидесятых, наверное).
Собственно, можно просто посмотреть, во время какого
цикла Ибн Халдуна сформировалась личность Ефремова, а когда он прославился, как писатель-фантаст, и какой уровень асабии зафиксирован в его фантастических произведениях. "
Петр Турчин и Андрей Коротаев вслед за английскими переводчиками трактуют асабию как «коллективную солидарность». Учитывая перечень коннотаций этого понятия (отвага, воодушевление, сила духа, справедливость, честь, чувство собственной правоты), будем понимать асабию скорее как воинственную сплоченность и далее использовать термин без перевода...". Мне кажется, одно это уже позволяет объяснить, почему в шестидесятые годы Ефремов казался чем-то экзотичным.