продолжаем брюзжать

Mar 02, 2016 10:57

Спустя много времени продолжаю серию креативов на тему "чего бы хорошо было изменить в нашем начальном народном образовании и почему."
вот тут
первая часть про чтение
вторая часть про арифметику.

Для меня очень важно подчеркнуть тут момент специфически израильский: мы платим из налогов огромные деньги на образование, наш Минпрос одно из самых ( Read more... )

про образовательную систему

Leave a comment

jumbl March 3 2016, 11:22:25 UTC
Во-первых, по-моему, это очень круто, что ты успеваешь обо всём этом подумать, да ещё сформулировать и написать.
У меня после рождения второго ребёнка резко снизился интерес к теоретическим размышлениям, и по-моему, до сих пор не восстановился.
А во-вторых... ох.
В каком направлении надо двигать образование, я вообще даже думать не могу. Для этого сначала, наверное, надо понять, куда катится мир :)
Для начала, хорошо бы, чтобы учителя в школе просто хорошо знали свой предмет. Так, чтобы могли по крайней мере грамотно отвечать на вопросы, которые рождаются у учеников в голове. Это непросто. Я недавно писала про училку, которую вытурили за то, что она не понимала или не могла сформулировать, чем квадрат отличается от прямоугольника. Преподавала математику в 8-ом, что ли, классе.
А зубрёжка - я не уверена, что все те, кто окончили советскую школу, помнят таблицу умножения. Я, например, не помню. Я всё заново считаю. И Нома так же.
У них много разных учебников в министерстве образования. По-моему, тот, по которому Нома учится, вполне себе ничего.
Знакомство с предметом без конкретного количества информации, которую надо усвоить - это, по-моему, не так уж плохо. Потому что это даёт ученику время подумать самому о том, что им показывают. И если у него возникают вопросы - спросить. Это то, чего не было никогда в советской школе - диалога. Возможности спросить. Не знаю, насколько она есть в израильской. Но Нома иногда что-то спрашивает - нас - о том, что они в школе проходят. То есть она об этом подумала, переварила и хочет ещё. А в советской системе, насколько я помню, не было времени и не возникало желание переварить и спросить - а что дальше? Что из этого вытекает? А что будет, если наоборот?
Я не знаю, для всех ли это правильно. Но наши научились считать сами (конечно, до всякой школы). И умножать и делить. Мы их никогда не учили. Мы только отвечали на вопросы, которые у них переодически возникали, или помогали им самим на них ответить. Иногда в ответ на их вопрос, задавали свой. Иногда - редко - подбрасывали немножко информации. По мере созревания.
И я знакома со многими, которых в школе испугали математикой. Когда они видят дроби, у них начинают дрожать коленки. Я не думаю, что советская система предотвращает этот эффект.

Reply

geshulka March 3 2016, 13:18:19 UTC
Ну, это для меня не совсем теория... Но я пытаюсь отточить, тассказать, мысль, посредством каментов. Пока прикольно:)

Понимать куда катится мир я не хочу. Учителя, не знающие свой предмет - это да, но, согласись, дискутировать тут не о чем. Это просто иллюстрация того, как все плохо. И мне кажется, что одна из проблем в том, что люди почти забыли, зачем нужно народное образование. Раньше, например, многие понимали, зачем нужны прививки, потому что хорошо помнили, как бывает без них. а теперь прививки - это такой странный ритуал с возможными осложнениями. Что такое настоящие эпидемии смертельно опасных болезней мы по себе не знаем. тоже самое с народным образованием - раньше все знали, что повальная неграмотность - это когда ощутимый процент населения не умеет читать, а народное образование нужно для того, чтоб умели, и желательно считать тоже. а теперь забыли, что такое повальная безграмотность и считаем, что этого случиться не может, раз есть школы. А это, тем временем, уже частично случилось. но я отвлеклась.

Таблицу умножения ты, понятно, не помнишь. Но в школе ты ее знала, потому что без нее невозможно решать примеры на деление столбиком. Никаким усилием воли не получится, то есть. И дроби становятся неподъемно тяжелыми. Теперь, понятно, ты подсчитала на калькуляторе, примерно прикинула, и забыла. А детям без этого несладко. Так что про Ному советую поразмышлять - может быть, ей и нет необходимости, умные дети вообще могут справляться без этого, но от этого стресс во время учебы растет. А душевные и физические силы жалко. и дети с дрожащими от дробей коленками - это оттуда, от незнания простейших операций, без которых нет дробей, и на которых можно натаскать человекообразную обезьяну, не то, что школьника.

А по какому учебнику учится Нома?

Теперь про вопросы. в советской системе, конечно, вопросы были запрещены, в стенах школы и за их пределами. И знакомство с предметом, который не являлся частью программы, (поскольку то, что мы не выучиваем, не может быть частью программы, исходя из постулатов той системы) было не в чести. Но дело в том, что в школьной программе понапихано очень много предметов. И без части из них никак нельзя, потому что это те самые основные операции, без которых очень трудно продолжать идти по программе. И хотя родители об этом не всегда знают, но израильская школа - это место дикого цейтнота, особенно во второй половине года, потому что надо успеть упихнуть в детское расписание и головы все, что написано в методичках. И если в расписание еще как-то влезет, то в голову уж никак, только на переночевать, а потом оно выветрится без закрепления и никто об этом не вспомнит до следующего момента, когда это будет необходимо уже хорошо знать, чтоб этим пользоваться! Будут тут коленки дрожать.

Конечно, дети должны задавать вопросы - учителям, родителям, вообще взрослым. Настоящая учеба она именно от любопытства и происходит. Но надо уметь разделять. Если ты выходишь с ребенком и велосипедом на улицу, и ребенок начинает интересоваться "а куда мы едем? а зачем, а почему?" Можно начать отвечать, и это хорошо. Но еще лучше сказать - садись, мол, поехали, увидим. И тут выясняется, что ребенок не научился еще кататься на велосипеде. И вся эта информация о том, куда вы едете, она сейчас неважна, потому что неизвестно, доедете ли и когда. Потому что сейчас вы не едете кататься по микрорайону, а вы пришли осваивать умение держать равновесие, съезжая с этой конкретной горки. и об этом можно говорить, но лучше просто сесть и попробовать научиться. И это по-своему увлекательное занятие, конкретное, не теоретическое совершенно. Мы, взрослые, любим теории разводить (ну, ты поняла, о ком я). а дети любят заниматься делом. Вопросы они тоже часто задают, но при этом они очень часто ждут от нас ответа "попробуй, и сам поймешь", и чтоб мы им помогли попробовать. Хотя, конечно, надо предоставлять все ответы и все варианты и во всех ракурсах. Но это работа родителей, а не учителей. не потому, что учителям нечего рассказать, а потому, что есть дела поактуальнее.

Reply


Leave a comment

Up