Архангельский трамвай

Nov 05, 2014 08:30


А ведь историю архангельского трамвая от его рождения и до самой кончины так никто и не написал.
Думаю в ней есть много интересных моментов. Например пуск 12 июня 1916 года, когда первая мировая война была в разгаре и когда уже была построена жд ветка Экономия - Смольный Буян
Летом 1915 года было принято решение о строительстве узкоколейной железной дороги, соединяющей железнодорожную пристань на Смольном буяне с Экономией.
Поскольку городские власти не позволили устраивать дорогу по городу, опасаясь, что это создаст пожароопасную ситуацию, ее прокладывали за границей города, на "Мхах".
Дорога планировалась как временная, с эксплуатацией только в зимний период, поэтому работы по устройству временных железнодорожных мостов через р. Кузнечиху (в районе Шилова острова) и по болотистым "Мхам"
решено было производить зимой, а на летний период рельсы снимать.
Строительство дороги проводилось в чрезвычайно тяжелых условиях, по болотистой местности.
Сроки пуска ветки постоянно отодвигались, и в результате только 12 января 1916 года прошел первый груженый поезд от Экономии до Смольного буяна.
Грузы транспортировались на основную железнодорожную магистраль через Северную Двину, в районе Смольного буяна.
Здесь, в самом узком месте реки, прямо по льду, укладывались рельсы, по которым перекатывались вагоны.
Порт "Экономия", в связи с большим наплывом грузов, продолжал эксплуатироваться и летом 1916 года.
Железнодорожная ветка оказалась достаточно прочной, и разбирать ее не пришлось.
Для доставки вагонов на левый берег был закуплен железный бот у печорского завода "Стела-Поляре".
На немецких аэрофотоснимках Архангельска след этой жд ветки очень хорошо просматривается


Хорошо виден треугольник в Соломбале, в месте перехода жд путей через р. Кузнечиха (о. Шилов)



Направо от моста через Кузнечиху уходят жд пути построенные в 1942 г (Экономия - о. Шилов - Жаровиха - Ширша - Исакогорка).
Налево - следы от жд ветки 1916 года, она идет к трамвайным путям у Соломбальского ЛДК и далее совпадает с трамвайной линией до Экономии (на снимке она обозначена пунктиром и буквой "К").
Видимо после революции часть от СЛДК до Экономии разбирать в Соломбале не стали, а приспособили для трамвайного движения до Экономии. Что стало с мостом этой ветки через Соломбалку неизвестно.
Использовали в 1920г и военный опыт устройства рельсовых путей по льду С. Двины .
Пересекает эту старую ветку и соединяется с новой трамвайная линия на Сульфат. Когда была построена линия на Сульфат я не знаю, но часть ее насыпи явно была использована в 1942 году.
Ветка 1916 г от Кузнечихи до См. Буяна хорошо видна на немецких снимках. Дальнейшая её судьба неизвестна - когда и при каких обстоятельствах  она  была разобрана ?
Previous post
Up