25 марта 1975 года

Dec 29, 2012 19:36

25 марта 1975 года. Весенние каникулы.
Яркое солнце и голубое небо. Я и мои двоюродные братья идем с Волочка в Соломбалу.
И видим падающий самолет и три парашюта в небе над Хабаркой.
Когда преходили по льду через Двину с Хабарки в Соломбалу увидели хвост самолета на льду где-то в районе Соломбальского ЛДК - Бревенника.
Видимо мы все были тогда очень законопослушные и к самолету посмотреть не рванули ...
Разговоров в Архангельске про эту катастрофу никаких не было. Единственное, что помню - погиб один человек, который уводил самолет от города, остальные остались живы.
Спустя много лет я начал расспрашивать знакомых об этом происшествии, но никто ничего не помнил. Говорили, что не было такого. И я сам начал сомневаться в происшедшем.
Только иногда мне снились сны, что над Волочком терпят аварию разные самолеты.

И вот совсем недавно я нашел подтверждение своим воспоминаниям
http://www.airforce.ru/aircraft/tupolev/tu-128/burdin/tu-128_3.htm#Катастрофа_самолета_Ту-128УТ._25_марта_1975_г._
"Обстоятельства. Экипаж 518 ап в составе летчика-инспектора авиации ПВО заслуженного военного летчика полковника Комягина, заместителя командира полка подполковника Сафронова и штурмана корабля капитана Пилипенко выполнял полет на доразведку погоды. После взлета в процессе набора высоты на самолете сработала сигнализация о пожаре двигателей. Убедившись в том, что на самолете действительно пожар, экипаж покинул самолет. В процессе катапультирования штурмана и летчика возникло нарушение в работе системы катапультирования летчика. Вследствие этого кресла летчика и штурмана корабля начали движение с незначительным интервалом времени. После выхода кресел за пределы кабины экипажа пламя первой ступени комбинированного стреляющего механизма кресла летчика ударило по креслу штурмана. Штурман корабля ударился о фюзеляж и погиб."

"....
Докладываю руководителю полетов и спрашиваю, что у меня там в хвосте. Им видно. Руководитель полета спрашивает: «А вы форсаж выключили?! Так вы ж горите! У вас там пламя». И штурман мой засуетился: «Давайте прыгать». Я говорю: «Подожди». У меня была мысль развернуться и сесть на аэродром с обратным курсом. Над Архангельском ведь проходим. Стали разворачиваться. Поселок Соломбола под нами. А штурман все торопит. И летчик мой замолчал что-то. Я управление уже конечно на себя взял. Я им сказал: «Ребята сидите спокойно. Приготовьтесь на всякий случай к катапультированию. Чтобы все было нормально. А я пилотировать буду». Летчик докладывает: «Я готов». Штурман тоже доложил: «Готов». Я смотрю вниз, а прыгать нельзя - внизу дома. Как потом оказалось - это был склад бревен на лесо-товарной бирже. Бревна были сложены как домики. Они выглядели как дома припорошенные снегом. Между ними были проложены проезды, которые выглядели как улицы. По ним трактора ездили. Сверху выглядел как поселок. Решил отвернуть.

Потом штурман уже засуетился совсем. Вижу дело совсем плохо. Горим. Дал команду: «Приготовьтесь прыгать!» Летчик и штурман доложили, что они готовы. Тогда я сказал: «Ну, давай!» Штурман сбросил фонари. У меня все сразу задергалось в кабине. Передняя часть фонаря плохо закрывает летчика от встречного потока воздуха. Кислородная маска бьет по лицу. Смотрю по лампочкам, один ушел, второй ушел - лампочки катапультирования горят. У меня зеленая лампочка горит - можно катапультироваться. Но я еще поискал взглядом аэродром, может все же сесть?! Вобликов (летчик-испытатель Воронежского авиастроительного завода) ведь без фонаря садился. Но аэродрома близко не было. Ну, тогда и я катапультировался. Вышел мягко, хорошо. А я сам парашютист - у меня 112 прыжков. Но парашют спасательный плохо управляется. Я развернулся посмотреть, куда меня несет. А там внизу склад - провода в катушках, металлические конструкции, трубы. Я подумал, что если туда сяду, то переломаюсь весь. Насколько смог отвернул от склада. Но оказалось, что меня несет на высоковольтную электрическую линию. Пройти под проводами я не успевал. А если попасть на провода, то только пепел на землю упадет. Я насколько мог, подтянулся на стропах, поднял ноги и смог пролететь над проводами. Потом почувствовал удар о землю, и потерял сознание.

Когда я очнулся, около меня стояли какие-то мальчишки и два мужчины. Оказалось, что при приземлении я попал на ледяной склон водоема и сильно ударился затылком. От этого я и потерял сознание. Пока провода огибал, не было возможности сгруппироваться. Один из мужчин сообщил, что первый летчик приземлился, а второй упал. Я попробовал уточнить, что он имеет в виду. И мужчина ответил: «У него парашют не раскрылся. Я сам бывший авиационный механик. Я знаю, что это такое». Оказалось, что остальные приземлились далеко от меня. Тогда я открыл носимый аварийный запас, достал рацию и связался с поисковой группой. Мне стало совсем плохо. От удара очень сильно болели голова и грудь. Меня привезли на аэродром. Здесь подтвердилось, что летчик успешно катапультировался, а штурман погиб.
А самолет упал в речку, пробил лед, и ушел на дно».
"
Previous post Next post
Up