В рамках
программы собирания собственной рассеянной по свету умственной продукции выкладываю сюда древний текст из "Экс Либриса", сотрудничество с которым (ЭксЛибрисом) несомненно должно быть причтено к лучшим годам и занятиям моей, будь она неладна, жизни.
УЯЗВЛЕННЫЕ СОВРЕМЕННОСТЬЮ
Ольга Балла
"НГ-Ex libris". - 27.05.2004. =
http://exlibris.ng.ru/koncep/2004-05-27/6_petit.html Глобалистика: Энциклопедия. - М.: Диалог, Радуга, 2003, 1328 с.
Глобалистика - наука, которой, по сути, нет. Скажем осторожнее: еще нет, хотя проблематика существует с 60-х годов, а исследуется - более тридцати лет. Попытка собрать результаты этих исследований в энциклопедию и есть свидетельство претензий глобалистики стать наконец наукой.
Все, связанное с темой глобальных процессов, слишком насыщено страстями, пристрастными мнениями, да попросту политизировано. Это область умственной жизни с повышенной температурой, если не сказать - конфликтная. На эти темы наговорено и написано неимоверное количество текстов. И чем больше говорится, тем, похоже, меньше согласия.
При избытке полемической литературы на эти темы справочного издания до сих пор не было. И неспроста: единого взгляда-то нет. До сих пор выход энциклопедий мог считаться показателем культурного спокойствия.
В случае с "Глобалистикой" все с точностью до наоборот. Это скорее попытка разобраться с накопленным материалом, разложить его, горячий, по полочкам алфавитным - пусть остывает.
Рискованное предприятие.
Авторы пытаются создать единое научное пространство из слишком разнородного материала. Статьи по социологии и истории, юриспруденции и религии, психологии и этике чередуются со статьями по географии и геологии, экономике и информатике, биологии и политике.
Статьи, посвященные общим понятиям - "диалогу", "конфликту" или "концепции", - сочетаются с теми, что повествуют о единичных событиях - вроде Всемирного саммита по устойчивому развитию в 2002 году.
Наряду с понятиями, более или менее устоявшимися ("проблема", "голод", "империя", "ценность"), место получили гипотезы - вещи по определению спорные. Представлена также - с разной степенью полноты - история идейных течений и практик вроде пацифизма, национализма, космополитизма, терроризма, русской идеи и германского нацизма.
Статьями "Иудаизм" и "Каббала" представлена еврейская традиция. Но почему-то не нашли места ни "негритюд" - учение о негро-африканской культуре и цивилизации; ни события в Азиатском, Тихоокеанском, Латиноамериканском регионах. Китаю досталась всего одна статья: о "новом либерализме". Вообще, кажется, мир за пределами Евроатлантики представлен в энциклопедии недостаточно - за исключением ислама, претендующего на роль глобального фактора. Но и исламские реалии по количеству статей уступают "евроатлантическим".
Восток сильно уступает Западу и представлен всего шестью государствами: Китаем, Индией, Ираном, Турцией, Израилем, Японией (последнюю давно уже можно смело относить к "евроамериканским" странам; две предпоследние тоже). Все правильно.
Интерес к глобальным процессам - факт прежде всего евроамериканской интеллектуальной истории. Остальные вынуждены говорить об этих предметах в евроамериканских терминах, и это тоже следствие глобализации.
Глобалистика по идеологизированности и ангажированности сейчас сопоставима разве что с научным коммунизмом: это наукообразное построение, призванное идеологически обслуживать известные процессы. Авторы статей исходят из представления о том, что происходящее с миром сегодня определяется глобализацией: "слиянием национальных экономик в общемировую систему".
Соответственно, отбирается и подвергается интерпретации то, что может подтверждать такую концепцию; а то, что этим процессам противоречит, остается без внимания.
Многие статьи еще раскалены от полемического напряжения. Их писали уязвленные современностью люди, потому и издание получилось в заметной степени публицистическим. Порой авторы, забывая о своих академических задачах, начинают говорить голосом, дрожащим от волнения.
"Все мечети, все синагоги и все церкви мира не стоят жизни ребенка!" - восклицает израильская исследовательница Ада Ахарони, взволнованная еще живыми впечатлениями от 11 сентября 2001 года.
Энциклопедия - слепок с эмоционального состояния времени. В ней можно вычитать надежды, страхи, иллюзии, волнения, воодушевления наших дней.
И все же, как ни относись к этой попытке "глобалистического" синтеза, ее следует признать как минимум небесполезной.
Важно, что сделан первый шаг к выработке смысловой цельности по отношению к глобальным процессам: теперь, по крайней мере, есть от чего отталкиваться. Спорящим предложен общий язык, на котором они хотя бы теоретически могут договориться.