Павел Полян. Бабий Яр. Реалии. Издание первое, полное, эксклюзивно-библиофильское. - Кишинев: The Historical Expertise, 2024. - 628 с., 64 с. ил. ISBN 978-3-910741-58-4
Еврейская панорама. -
9 (123) СЕНТЯБРЬ 2024 . =
https://evrejskaja-panorama.de/article.2024-09.babi-yar.html «В Киеве я, москвич, был всего несколько раз в жизни. Впервые - кажется, в 1974 г., на съезде Географического общества СССР. Во второй раз - уже в 1980-е гг., на какой-то другой конференции, и тогда-то я впервые посетил Бабий Яр. Увидел зеленую впадину-лужайку размером с футбольное поле, а посередке какую-то бронзовую фигурную группу с героическим моряком в центре. Подумалось уже тогда: а при чем здесь расстрел евреев?» Так вспоминает автор книги - географ, публицист, писатель, литературовед Павел Полян - о предыстории своих исследований, результаты которых вошли теперь в это издание.
О киевском овраге, в котором всего за полтора дня - 29-30 сентября 1941 г. - фашисты расстреляли почти 34 тыс. человек (половину процента всех уничтоженных в Холокосте!), Полян думает и пишет много лет. Среди изданных им десятков книг по истории, географии и литературе этой теме посвящены по меньшей мере четыре: «Между Аушвицем и Бабьим Яром. Размышления и исследования о Катастрофе» (2010), «Историомор, или Трепанация памяти. Битвы за правду о ГУЛАГе, депортациях, войне и Холокосте» (2016), составленная вместе с киевским поэтом и издателем Дмитрием Бураго двухтомная антология стихов и эссе о Бабьем Яре «Овраг смерти - овраг памяти» (2021), «Бабий Яр. Рефлексия» (2022). Теперь их продолжает пятая, самая полная книга, объемлющая тему от глубокой предыстории - от антисемитизма и погромов в дореволюционной России - до сегодняшнего беспамятства.
Удивительно ли? - киевская трагедия, говорится в аннотации к книге, не получила достойной мемориализации даже теперь, спустя более 80 лет. Весь корпус книг Поляна о Бабьем Яре - особенно эту, вышедшую небольшим тиражом за пределами России «историко-аналитическую хронику», сильную, жесткую, страшную, с огромным количеством иллюстраций - можно считать памятником ее жертвам.
Ольга Балла-Гертман